Когда сталкиваются два гения, пусть даже живших в разных столетиях, на свет появляется шедевр. Один тонко пронаблюдал и записал переплетения жизненных сценариев, другой точно подобрал актерский состав и создал невероятно пронзительный видеоряд. Александр Николаевич Островский и Эльдар Александрович Рязанов – отцы «Бесприданницы». Её история уже много лет никого не оставляет равнодушным.
Что интересней, книга или фильм?
Литература и кино вместе с момента появления киноискусства. И с того самого мгновения идут споры о том, портит ли экранизация произведение или нет. Есть примеры, когда фильм обесчестил произведение, лишил его души и смысла. А есть экранизации, подарившие маленькой повести бессмертие и любовь многих поколений.
От чего это зависит? Есть ли закономерность? Каким образом литературный шедевр становится киношедевром? До недавнего времени ответа не было. Но теперь разгадка найдена.
Каждый человек – читатель, режиссёр, писатель, актер, – обладает особыми свойствами психики. Легко наблюдаемо, что кто-то быстр в движениях, но не доводит начатое до конца, другой делает медленно, но качественно, третий может плакать по любому поводу и фонтанировать эмоциями, у четвёртого пустой взгляд и космос идей в голове.
Точное попадание в образ и смысл
В системно-векторной психологии Юрия Бурлана эти особенности называются векторами. Всего их восемь, каждому вектору присущи определённые качества, которые определяют характер, таланты, сексуальность, жизненный сценарий и даже внешность.
Разочарование наступает, когда происходит несовпадение свойств героя произведения и актёра, который его играет. Главный герой – бесстрашный, безудержный, готовый умереть и убить в любую секунду, а играет его сладко-красивый, молодой человек, с масляными глазами. Или недалекую проститутку играет невероятно красивая, чувственная женщина, и мы начинаем романтизировать профессию. Мы всегда чувствуем, когда поворот событий «притянут за уши», и всегда отвечаем глубокими эмоциями при полном попадании в образ и смысл.
«Жестокий романс» занял почётное место в ряду золотого кинофонда благодаря точно подобранному актерскому составу, безупречному видеоряду, и множеству деталей, которые очень интересно рассматривать через призму знаний по системно-векторной психологии.
Это я мигом! Я человек гибкий!
– Маменька, куда же вы меня спровадили…
– Так среди своих не нашлось, кто бы взял без денег. Человек он знатный, я документы смотрела…
Кто о чем, а обладатель кожного вектора о деньгах и пользе-выгоде, с первых кадров фильма. А чего ждать? Время не ждёт! Нужно скорее, не упустить, не опоздать, успеть получить. Точнее, отдать дочь замуж. Пусть за опасного ревнивца, зато «сбыла с рук». Князю все-таки – документ имеется.
Кожный вектор – это определённые свойства психики. Плохих векторов не создано, и каждый человек, проявляя свои векторальные качества для социума, обретает счастье и приносит огромную пользу.
Быть первым, преуспеть, добыть, добытое сохранить, создать закон распределения, и рационально все это использовать. Кожному человеку физически больно от пустых трат. Он старается экономить время и ресурсы. Если он это делает для других – создаёт инженерию и законотворчество. Экономит пространство и создаёт мост, экономит силы и создаёт колесо, экономит время и создаёт автомобиль.
Когда начинается экономия для себя, то проявляются обратные свойства экономности – мелочность, жадность. Все вокруг видятся ворами, а в голове рождаются мелкие «схемы» по деньгодобыче, обычно незначительной.
Уж лучше поунижаться смолоду…
Мама Ларисы – как раз такая. Мелкие мельтешащие движения, частый пересчёт денег, для успокоения психического.
Сдачу опять недодала! Знаю я, какие на базаре цены! А поторговаться? Барыню из себя строят…
Опасность такого мировосприятия – экономить по мелкому и проигрывать по крупному. А звоночек уже был. Просто, у кожного человека нет свойства – смотреть назад и накапливать опыт. Письмо от дочери из Монте-Карло тому подтверждение:
А я-то радовалась, за иностранца вышла. А он оказался не иностранец никакой, а шулер. Где ж я возьму 700 рублей? 700 рублей…
И снова не о чувствах дочери, трагедии её положения, а о деньгах.
Обманула, провернула схему с подарком, и забормотала – «Прости, прости меня Господи. Не для себя стараюсь!» – перекрестилась наспех, экономя движение и вперёд к гостям, время не ждёт. «Поворачиваюсь, как вор на ярмарке…»
Воспринимая других людей исключительно через себя, мы искренне говорим: «Вот я бы на твоём месте!» Кожный человек умеет ограничивать себя и других, умеет подчинять и подчиняться. Умеет прогнуться, когда нужно, и понимает значимость ранга. Вот и мама-Огудалова поучает Ларису: «Притворяйся, лги! Эка невидаль в нашем положении. Уж лучше поунижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».
Умение идти на компромисс, рациональный подход к ресурсам и времени, стремление к пользе и выгоде, создаёт идеальную способность заниматься торговлей. Мена – это тоже изобретение кожного вектора. И успешных в этом деле персонажей в фильме предостаточно.
Да, с деньгами-то можно дела делать!
Сливки местного общества – купцы и дельцы, тоже обладатели кожного вектора. Только им не нужно унижаться и мешочничать. Они успешны и статусны, но ключевики остаются теми же. Деньги, польза, выгода. Несмотря на весь шик, лоск и благородство, в их диалогах смыслово явно проглядывает потребительское отношение и уверенность, что деньги решают все. Ими тоже говорит кожное психическое.
– Всякому товару цена есть. Хоть молод, но лишнего не передам.
– Дорогой бриллиант, дорогой оправы требует.
– И хорошего ювелира.
Они заключают сделки, катаются на пароходах, но так или иначе все разговоры сводятся к Ларисе. К ней непреодолимо влечёт, за неё бодаются лбами, стреляют по дорогим часам – непременному атрибуту кожного человека, и даже играют в «орлянку».
— Ваша взяла. Вам с Ларисой и в Париж лететь. Но я тоже не в убытке, расходов меньше.
Монолог Мокея Парменовича об «огромном содержании, которое заставит даже ярых критиков нравственности замолчать» заслуживает пристального внимания. И все это в окружении цыган, шампанского, разудалых плясок и веселья.
Но самая яркая мужская фигура, конечно же, Сергей Сергеевич Паратов. Он вызывает очень противоречивые чувства. С одной стороны, нам по душе лихие поступки, бесшабашность и щедрость, а с другой – чувствуем обман.
Хоть на край земли, хоть за край!
Есть люди – солнце. Горячие, яркие, они ядро всего, вокруг них вращаются все остальные. Бесстрашные, щедрые, устремлённые вперёд и не ощущающие границ. Это люди с уретральным вектором. Уретральный мужчина – вождь, не по назначению, а по природному рангу. Он – магнит. Его любят женщины, за ним идут мужчины, а сам он готов в любую секунду умереть за любого из них. Пить, так пить, гулять, так гулять, стрелять, так стрелять! Природой для него припасена муза – кожно-зрительная женщина, вдохновительница побед и создательница культуры. Такая, как Лариса.
Уретральные свойства близки каждому из нас, потому что мы – обладатели уникального уретрально-мышечного менталитета. Особенностью менталитета и объясняется стремление прагматичных и рациональных купцов к шику, гонкам на пароходах, весёлых танцах с цыганами, риску и наша симпатия такому поведению.
Кожный вектор, в стремлении быть первым и доминантным, часто копирует поведение вождя. Именно это ярко демонстрирует герой Никиты Михалкова.
Псевдовождь. Форма без содержания.
Он и на пристань на белом коне вскочил, и карету из лужи, не жалея брюк тянул, и палить из пушки в честь себя приказал, и головой рисковал, и кожно-зрительную красавицу покорил, да только вождём не стал. Не помогло даже исполнение песни с уретральным посылом. Кожное психическое не утаишь. По форме иногда был похож, но поступки и слова выдали с потрохами.
– Что такое жаль, я не знаю. Для меня, ничего заветного нету. Увижу выгоду, что угодно продам.
– Я телеграмму получил. Пришлось лететь спасать своё движимое и недвижимое имущество.
– Женюсь! Ну, правда, очень богатая, золотые прииски беру в приданое.
Почему так поступил с Ларисой? Уж очень хотел. Тем более «жизнью нужно пользоваться». Да и как такую не хотеть? Она – ранговая женщина. Её хотят все.
Продолжение читать здесь: http://vestnik-svp.com/2015/12/zhestokij-romans-2/
Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Эва Болбачан
Признаюсь честно, не смотрела, не читала ((
Так что пока сохраню вашу статью, Эва, в закладки)
Иначе смысла смотреть фильм не будет.
Анастасия, обязательно посмотрите. Это гениальное произведение и литературы и кино… Я была потрясена насколько системно и точно, в мельчайших деталях показаны особенности психического. Гений Эльдар Рязанов.
Анастасия, будет смысл, смотреть фильм и еще какой! Эва разобрала фильм, но не пересказала. Интригу сохранила.
Эва, мое восхищение! Нигде не заметила ни одной неточности или противоречия с тем, как я сама ощущаю этот фильм и его героев.
Как ты все тонко подметила и подловила героев на ключевиках)) Чувственно ухватила все смыслы, так точно переданные Островским и воплощенные Михалковым.
Гениальная статья о гениальном произведении! И больше нечего сказать)))
мое восхищение автору!!!
Спасибо большое, что читаете, я даже не ожидала таких откликов….Когда писала, очень хотелось показать изнутри, то, что живёт людьми. Иногда сомневалась смогу ли выдержать такую ответственность, не упрощу ли…
Эва, для начала сказано превосходно!!! Ждем продолжения!
Эва, великолепный системный разбор одного из моих любимых фильмов!
Теперь по-новому, более отчетливо и понятнее изнутри стали герои бессмертного произведения.
Трудно оторваться от твоих строк — так изящно пишешь, браво!!! Спасибо огромное за доставленное удовольствие!
Эва, с каким наслаждением прочитала вашу статью — передать не могу! И Островского обожаю, и Рязанова незабвенного, и весь блестящий актерский состав. А романсы какие в фильме! Но главное, конечно, ваш системный разбор — вот все пазл в пазл, у каждой причины своё следствие. Жду второй части с нетерпением! Да, и художественная часть порадовала, и оформление статьи прекрасное! сплошной восторг! ))
Фильм потрясающий, смотрела его много раз. Но каждый раз недоумевала, как, как может быть человек таким бессердечным? Хоть и проговаривал Паратов всё, но всё равно непонятно было. Тренинг всё разъяснил, фильм смотрится теперь совсем иначе. Но, пожалуй, с ещё большим интересом.
Ваша статья, Эва, — образец для подражания. Спасибо.
Эва, жду с нетерпение продолжения! Заворожила!
Эва,какая чудесная статья. не оторваться. все разобрано, каждое слово полно смысла и точно отражает суть героев.совершенно по-новому смотришь теперь на персонажей.
Как полагаете, а могла быть мама Огудалова развить свой кожный вектор в то время?
Оксана, спасибо за интересный вопрос!
Она могла развить свой кожный вектор до более высокого уровня (в детстве конечно-же, при разумном ограничении со стороны родителей) Но даже, если бы он был развит, она могла снова скатиться в архетип от того стресса, в котором она оказалась. Две дочки на выданье и все без приданного. Нам с высоты нашего времени этого не понять, какая это катастрофа. В такой ситуации кожный вектор ищет выход любым путем, даже «торгуя» своими собственными дочерями.
Что могло удержать ее от сползания в архетип? Что могло ограничить архетипичную женщину от таких явных проявлений своей недоразвитости? Только одно — культура. Не ее вина, в том, что она такая. Это вина ее окружения, того общества где она живет. Где все продается и покупается. Ведь если б не было «спроса» на девушек, кто б их «продавал»? Невысокий уровень нравственности в ее окружении. Даже развитые кожники, купцы.. посмотрите как они себя ведут.. Доминируют по форме, не по содержанию. В этом фильме вся наша сегодняшняя российская действительность
Эвочка, великолепно написано! Как мне нравится этот момент где о векторах — кратко, но наблюдаемо — вах!!! Потом смысл «сплагиатчу» непременно — это очень будет понятно читать для людей без СВП — просто молодчага как повернула!!!
Прекрасный системный разбор замечательного произведения Островского, такого знакомого с детства, и теперь, такого понятного изнутри. Спасибо, Эва! С нетерпением жду продолжения.
Не по рангу никому Лариса оказалась. Но и ей жизни не было бы с постылым мужем. Благодарна была, что убил.
Эвочка, статья потрясающая! Читала с удовольствием. Никогда не смотрела этот фильм, но после прочтения статьи, так захотелось посмотреть…
Да уж, не перестаю удивляться. Никогда б не подумал что он претворялся уретральником )