Ценна только та жизнь,
которая прожита для людей
Альберт Эйнштейн

Во все времена и в любом обществе были люди, которые от рождения или в силу обстоятельств лишены той меры физической дееспособности или психической адекватности, которая необходима человеку для успешной реализации среди себе подобных. Отношение к ним могло складываться по-разному. Например, у нас на Руси их называли «юродивыми» и общество в целом формировало к ним сострадательное и доброжелательное отношение, считая их неотъемлемой и полезной частью социума. С другой стороны, в нацистской Германии таких людей было решено уничтожать даже среди собственного, коренного населения, якобы способствуя таким образом очищению и оздоровлению расы. Разве человек, неспособный даже выжить без посторонней помощи, может быть чем-то полезен другим?

Сострадание как ограничитель неприязни

Глубокую осмысленность жизни людей с ограниченными возможностями мы находим на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Это научное знание определяет всех нас, человечество, как единую чувственную и сознательную форму жизни. С ростом неприязни в обществе возникает и необходимость как-то ограничить ее, чтобы сохранить человеческий вид от угрозы самоистребления в целом. Сопереживание больным и немощным делает нас сострадательными, способными ощущать чужую боль внутри себя самого, существенно снижает неприязнь между нами.

Сегодня в мире существует огромное множество волонтерских групп, общественных и государственных организаций, предоставляющих различные виды помощи людям с инвалидностью. Трудятся на этом поприще, как правило, люди со зрительным вектором. От природы он задает своим носителям особую чувственность, способность устанавливать эмоциональные связи и глубоко сопереживать другим.

Таким образом, в мировом масштабе развитие и реализация зрительного вектора создает культуру, повышает ценность человеческой жизни, через любовь и сострадание снижает неприязнь и сохраняет нас как вид от самоуничтожения. Однако отдать что-либо от себя мы можем только тому, кто в этом нуждается. В этом и состоит глубокий смысл существования среди нас людей с ограниченными возможностями.

Самоотречение ради целого

Существует несколько групп инвалидности, которые определяют степень дееспособности человека. Иногда это частичная, а иногда и полная потеря способности трудиться на благо общества. Однако при системном взгляде на мир как на единое целое с помощью системно-векторной психологии мы осознаем, что самый глубокий инвалид, абсолютно лишенный способности даже двигаться и говорить, по сути, являет собой чудо самоотречения во благо человечества в целом.

инвалидность

В подобных случаях одним фактом своего присутствия среди нас человек уже вносит свою посильную лепту в жизнь общества. Через него мы учимся состраданию и безусловной отдаче. Особенно актуально это для русского уретрального менталитета, в основе которого от природы заложен принцип милосердия и отдачи по нехваткам.

Текущая кожная фаза развития человечества, когда отношения между людьми нередко строятся только по принципу пользы и выгоды, «ты мне – я тебе», по сути своей противоположна нашему уретральному менталитету. Поэтому нам порой бывает так непросто найти себя в современных условиях, не утратив собственную идентичность. В глобальном смысле люди с ограниченными возможностями дают нам шанс сохранить свой менталитет, отдавая по нехваткам тому, кто действительно максимально в этом нуждается, и не рассчитывая при этом получить что-либо взамен.

Инвалидность и счастье: понятия взаимоисключающие?

Почему же различные общества инвалидов так стремятся сохранить для своих подопечных любую, самую малейшую возможность реализации среди других людей? Казалось бы, какой спрос с человека на инвалидной коляске: он и так вносит вполне осмысленный (с системной точки зрения) вклад в развитие общества.

Тем не менее мы создаем специальные объекты инфраструктуры (например, пандусы и подъемники) для перемещения лиц с ограниченными возможностями. Существуют даже предприятия, на которых трудятся, например, слепые или глухие люди. Неужели их труд столь необходим, что нам, здоровым и реализованным, без него никак не обойтись?

И снова глубинный ответ мы получаем благодаря системному мышлению, которое обретаем на тренинге Юрия Бурлана. Дело в том, что подлинное ощущение счастья человек испытывает при реализации своих свойств наружу, во благо общества. И пусть его лепта не столь велика, но, трудясь для других, он осмысливает собственную жизнь и ощущает себя счастливым.

Поэтому мы и создаем масштабную инфраструктуру для инвалидов не столько с целью получить от их деятельности какую-то пользу для общества, сколько с целью предоставить таким людям возможность ощущать собственную реализацию и счастье.

На личном опыте

Посвятив много лет работе с семьями, воспитывающими аутичных детей, хочется поделиться опытом, который сложился в нашем проекте «Особый ребенок» в области социальной реализации таких детей.

Подавляющее большинство наших подопечных имели среднюю или тяжелую степень умственной отсталости. Однако основной проблемой аутичных детей была и остается социальная дезадаптация, отказ от взаимодействия с социумом. Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» объясняет, что аутизм возникает как следствие психотравмы в звуковом векторе, когда слишком громкие звуки или оскорбительные смыслы речи травмируют чувствительное ухо звуковика,— и он уходит в себя, отгораживаясь от мира снаружи.

На практике мы неоднократно замечали, что родителям свойственно было уделять чрезмерное внимание школьному обучению аутичных детей в ущерб развитию их навыков самостоятельности и социализации. Приводило это к тому, что по завершении обучения ребенка в школе (как правило, по индивидуальной программе), жизнь для него попросту теряла смысл. Не обученный даже помыть за собой чашку, оставаясь дома в четырех стенах, такой человек начинал стремительно утрачиватьи ранее обретенные навыки. Наблюдался существенный регресс в его состоянии. А порой и вовсе постепенно начинала угасать сама его жизнь, завершаясь в возрасте около 25-35 лет.

И это неудивительно. Все-таки мы устроены как единая социальная форма жизни. И когда отсутствует возможность реализовать себя среди других, такое бытие не наполняет человека, не приносит радости. Поэтому на своих семинарах для родителей мы всегда уделяем большое внимание тому, чтобы объяснить важность формирования у ребенка способности приносить посильную пользу, для начала хотя бы в кругу семьи. И действительно, дети, которые научались работе по дому (пылесосить, убирать, мыть посуду) или работе на земельном участке, не демонстрировали регресса в своем развитии.

Дети-инвалиды и благотворительность

Но и такая внутрисемейная реализация — не предел. В рамках проекта у нас неоднократно проходили акции, когда аутичные дети (конечно, с помощью родителей) изготавливали различные поделки. В дальнейшем эти плоды совместного труда реализовывались на благотворительной ярмарке, а собранные средства отправлялись, например, для нужд детей-сирот. Это само по себе знаковое действо, которое заставляло и многих здоровых людей серьезно задуматься: а достаточно ли я делаю для других, если даже дети-инвалиды могут помогать детям-сиротам?

Кроме того, это стимулировало родителей аутичных детей переключаться со своих собственных бед на сострадание другим, из получающих они становились отдающими.

К праздникам мы нередко готовили концерты. Каждый из наших детей делал что мог: кто-то пел, кто-то играл или рассказывал стих, разыгрывали сценки с помощью кукол, надевающихся на руку. С такой простенькой «концертной программой» мы ехали, например, в дом престарелых или в другое общество детей-инвалидов…

Естественным образом такая деятельность помогала нашим подопечным — и детям и родителям — ощущать намного больше радости и осмысленности собственного бытия.

И кто из нас инвалид?

Получается, что жизнь людей с ограниченными возможностями сама по себе приносит колоссальную пользу обществу в целом — за счет развития в нас сострадания и безусловной отдачи. Мало того, в основном такие люди нередко стремятся вносить и собственную созидательную лепту в общественную жизнь. Порой для этого им приходится еще и преодолеть некий барьер между ними и социумом, отторгающим «не таких, как все».

С другой стороны, среди нас немало совершенно здоровых людей, ежедневно сетующих на то, что им «недодали» или «дали не то, что надо». В их бедах виноват весь мир вокруг, а порой и лично господь Бог или президент страны. При этом для изменения собственной жизни иногда нам попросту даже лень встать с дивана.

Возникает закономерный вопрос: и кто же из нас тогда инвалид? Для ясности можно обратиться к словарю и поискать значение этого иностранного термина. Находим: «invalid» (англ.) — недействительный, необоснованный, нетрудоспособный. Возникает чувство, что обществу пора бы пересмотреть, к кому вообще применим этот термин. Вряд ли он имеет отношение к людям с ограниченными от природы возможностями, которые уже самим фактом пребывания среди нас, а порой и сознательным участием, приносят очевидное благо обществу.

Может, стоит критически взглянуть на собственную жизнь и честно ответить самому себе: «Являюсь ли я, совершенно здоровый, человеком действительным и обоснованным с точки зрения блага обществу? Достаточно ли я отдаю от себя по мере своих врожденных качеств и свойств?».

Конечно, нередко реализовать себя нам мешают плохие состояния: депрессии и фобии, обиды или ощущение бессмысленности бытия… Есть желание распрощаться с ними и начать жить насыщенной, реализованной и счастливой жизнью? Это возможно! — Добро пожаловать на тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»! Регистрация на бесплатные онлайн-лекции здесь.

Автор Евгения Астреинова
Корректор Галина Ржанникова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

2 комментария Оставить комментарий
  • Лилия

    Спасибо за статью. Очень важная тема и очень точные мысли.

  • Ирина Арушанова

    Очень хорошая статья. Такие же, но не сформулированные мысли, приходили и мне в голову — что инвалиды — это особенные и «специальные» люди, помогающие нам самим фактом своего присутствия. И мы должны их благодарить, а не «помогать» с барского плеча.

Оставить комментарий