Скоро близится твое очередное выступление, но как-то радости совсем не чувствуется. Скорее наоборот – ощущение приближения катастрофы, полной беспомощности и позорного провала. А за две недели до «страшной даты» как назло начинаешь подхватывать всяческие болезни. При этом и родные, хронические недуги поспешили присоединиться.

Постоянное ощущение зажатости мышц спины, рук, всего тела и даже речи! Какая-то тотальная зажатость и оцепенение. Кажется, что даже твои мысли настигла эта немая участь – они хаотично бродят в голове, в ужасе пытаясь выстроиться хоть в какую- то логическую цепочку.

Но где здесь логика? Кого или чего я боюсь? Что скажут люди? Они наверняка меня осудят. Не зря родные говорили, что я бездарь и все делаю не так. Они же любят меня, не врут! Что тогда я здесь делаю, за этими чертовыми кулисами?

И вообще, что происходит с моим животом? Выступление через неделю, а я не только практически не ем, но даже стул не контролирую. Никакого контроля. Кажется, мое тело живет отдельной жизнью, отчаянно пытаясь мне о чем-то сигнализировать.

Между «могу» и «боюсь»

Да что там тело – я душой чувствую, что мог бы столько сыграть, передать и рассказать. Выразить все чувства и эмоции доходчиво, как никто. Даже лучше «сухих» коллег, которые и близко не ощущают подобного страха, а так – легкое волнение, не мешающее их самовыражению. Постоянная борьба внутренних противоречий между «я смогу даже лучше» и «я боюсь». И выигрыш, к сожалению, всегда в пользу последнего.

Сколько будет длиться битва между «могу» и «боюсь»? Или я обречен на эти вечные метания? Тогда почему я точно чувствую, что могу передать эмоции людям очень тонко и чувственно? Но почему-то эти эмоции остаются во мне, не выходя наружу и поедая меня изнутри. Может, я просто не умею их выражать и боюсь?

Шаг на эшафот

И вот твой «звездный час» настал! Выход на сцену – и начинается: ноги не идут, руки ватные, а пальцы мокрые. Текст! Я забыл текст! Что я должен сейчас сказать и сыграть?! О, ужас, какая тишина в зале, они же все смотрят на меня! Ничего не вижу, все плывет, какая первая нота? В ушах слышу бешеный стук сердца, а сухое горло не может выдать ни звука, голос пропал. Ой, мама, где туалет?! Как же не вовремя…

Остался один шаг – шаг на эшафот. Дыхание остановилось, и наглый свет софитов сжирает беспомощного тебя посреди сцены. И тебя, и твои слова, и музыку твою… Финал. Или конец карьеры?

А если приоткрыть кулису страха?

Давайте посмотрим на это с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. В корне такого поведения на сцене лежат страхи. Но чтобы их преодолеть, надо понять, откуда они берутся.

Системно-векторная психология разделяет нашу психику на восемь векторов. Вектор – это врожденный набор психических свойств, который определяет наши способности и желания. От того, с какими векторами человек родился, зависит его жизненный сценарий. В данной ситуации мы рассмотрим два вектора.

Первый «виновник» страхов – это зрительный вектор. Зрительники – это экстраверты, чувственные и наиболее эмоциональные люди. Они любят себя показывать, демонстрировать, передавать чувства и эмоции другим. Певцы, актеры и артисты, которые без сцены жить не могут, – это всегда люди со зрительным вектором.

Огромная эмоциональная амплитуда зрительных людей может очень быстро раскачиваться до крайних состояний – от чувства любви до страха смерти. Страх смерти – это базовый страх зрительника, от него походят все другие страхи. Такие люди нуждаются в том, чтобы экстравертировать свои эмоции. Если природный потенциал недостаточно выхолащивается или неверно направлен, то тот эмоциональный запас, который не реализовался, может проявляться страхами.

Если в детстве родители маленького зрительного ребенка не научили сопереживать и правильно выносить эмоции наружу, то он будет делать это так, как умеет, направляя на себя и падая в истерики. Таким деткам очень важно внимание мамы, которая вместе поплачет над поломанной куклой и прочитает сказочку на сопереживание, будет лучшим другом и поддержкой. Так, постепенно научаясь сочувствовать другому человеку, мы свои страхи трансформируем в способность давать любовь и быть открытыми.

Если зрительный человек не умеет верно использовать свой эмоциональный потенциал, то вместо того чтобы донести что-то людям, зациклен на себе. Ему важно не что он делает, а как он выглядит, все ли у него красиво. Работая на сцене, он заботится не о том, насколько глубоко он смог показать чувства и переживания своего героя, а о том, как он выглядит со стороны.

Какой позор!

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что если у человека есть еще и анальный вектор, то картину дополнит такое свойство этого вектора, как перфекционизм: все у этих людей должно быть идеально, без недостатков, для них важно, чтоб другие оценили их действия. Для людей с анальным вектором важен не размер гонорара, а одобрение и уважение других людей. Страх опозориться – это ключевой страх людей с анальным вектором. Актер с такими свойствами всегда будет стремиться идеально выучить свою роль, никогда не понадеется на экспромт, если что-то забудет.

Они по природе своей люди обстоятельные, семейные, с «золотыми» руками. Делают все медленно, но качественно, все у них аккуратненько и по полочкам. У них фактор новизны всегда вызывает стресс. Им гораздо комфортнее дома среди своих родных, чем выступать на публике. Для них сцена – стрессовый фактор, от которого они могут впадать в ступор, вплоть до неподвижности и оцепенения.

У нас, людей с анальным вектором, все функционирует на сжатиях и разжатиях всех сфинктеров в организме: от горлового, желудочного – до родного, анального. Именно мы склонны к заболеваниям ЖКТ и только у нас наблюдается синдром раздраженного кишечника. От ожидания стресса возникает диарея, а на сам стресс реагируем запором.

Люди с анальным вектором – заложники первого опыта. Имея прекрасную память, мы не можем забыть первый провал перед аудиторией, постоянно прокручиваем позорные минуты в голове. Из-за этого потом можем так и не выйти больше на сцену. Это, конечно, может быть далеко не провал, но перфекционизм, свойственный анальному вектору, и зрительное раздувание проблемы сделают свое дело.

Как перестать бояться?

Изучая Системно-векторную психологию Юрия Бурлана, мы начинаем понимать причинно-следственные связи своих поступков и мыслей, страхов и переживаний. Мы видим, что страх – это не навсегда.

Человек со зрительным вектором способен сопереживать, сочувствовать, особенно тому, кто находится в заведомо худшей ситуации. Любить, наконец, других, а не себя! Быть на сцене ради своих зрителей, уметь всколыхнуть чувства других людей своим творчеством, вдохновлять коллег. Перенос эмоционального акцента с себя на другого человека, вынос эмоций наружу снимает самые тяжелые наши состояния.

Умение достичь идеала, старательность и терпеливость, основательный подход к своей роли – эти и многие другие качества анального вектора позволяют человеку на сцене быть лучшим из лучших в своем деле. Когда мы знаем, как правильно использовать свои природные таланты, мы можем навсегда распрощаться с любыми неприятными состояниями.

Вот только некоторые отзывы людей, освоивших системное мышление и избавившихся от страхов: http://www.yburlan.ru/results/all/strahi

Понимание своей природы – это бесценные знания, которые мы можем получить на онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация по ссылке: http://www.yburlan.ru/training/

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Автор: Инна Нижеловская

Оставить комментарий