Школа, какой её видит режиссёр фильма «Класс коррекции», — это место, где всем на всех наплевать. Подобных фильмов о подростковой жестокости снято немало. Но этот бьет наповал своей остротой, ведь герои фильма не обычные школьники, а дети с ограниченными возможностями, инвалиды. Оттого так больно осознавать все возрастающие проблемы нашего общества, и равнодушие, которое растет в детях, из-за нашей взрослой неспособности решать эти самые проблемы.
Посмотрев это кино, кто-то скажет, что нам показали излишне преувеличенную картину. Возможно. Но это лишь для того, чтоб проникнуться наверняка чувством отчуждения и отчаяния, с которым приходится жить этим подросткам.
Нам показывают класс коррекции для детей с ограниченными возможностями, находящийся на 2 этаже школы, за металлической решеткой. Девочка не умеющая ходить должна каждое утро подниматься по лестнице на 2 этаж. А отдельный коридор и решетка – своего рода метка, что здесь дети, которым не место быть рядом с «нормальными». Они навсегда будут за бортом жизни нормального социума. Так мы, увы, воспринимаем людей, отличных от нас. Калеки, жалко, да, но… а я здесь причем? Всем на всех плевать – это стало нормой, это перестало удивлять, но не перестало причинять боль.
Обещанный пандус для инвалидов-колясочников построен, но абсолютно бесполезен на практике.
Директриса школы, упивающаяся своей властью, совершенно безразлична к проблемам подростков.
«Забитый» бабский коллектив педагогов, который не развивает, а убивает на корню усилия подростка к развитию.
Несостоявшаяся в жизни уборщица школы, которая вычищая коридоры, снимает свое недовольство, выплескивая его на подростков.
Никто из них не хочет проникнуться проблемами подрастающих детей. В каких внутренних состояниях и с какими намерениями работают воспитатели, педагоги? Как они открывают мир для молодого поколения?
Порой в школах работают люди, которые не только не могут создать никаких эмоциональных связей с детьми, но и воспринимают их, как мебель, а свое пребывание среди них вынужденным, просто, чтобы получать зарплату. Такие педагоги совершенно не ощущают своей ответственности, не вовлекаются в процесс взаимодействия с ребенком.
Может самые близкие, родители преуспели в этом? Нет, и здесь пропасть непонимания. Мать Антона узнав о влюбленности сына к колясочнице Лене, устраивает ему настоящий террор. Почему ее это так злит? Она что не хочет счастья своему ребенку? Хочет, вот только счастье это по ее разумению должно быть таким, каким видит его она. Инвалид Лена явно не вписывается в картинку под названием «счастье моего сына». Мать не понимает какую бурю чувств переживает сын, она лишь подавляет, заставляя выполнять свои команды. Так, она сама ставит преграды на пути к развитию своего сына. С добрыми намерениями она вырастит равнодушного монстра, не умеющего сострадать.
Как так получилось, что дружеские отношения между одноклассниками превратились в неприязненные и закончились попыткой изнасилования? Звери, а не дети, скажите вы? Да, звери, вот только зверьми их оставили мы, взрослые, не дав им необходимого развития. Оставив их без нашего внимания к их проблемам и желаниям. Не по этой ли причине погибает одноклассник Беспалов?
Подросткам ничего не остается, как лечь под поезд, чтобы выключить себя из этого мира хоть на пару минут, пока над головой проносится поезд. Другой альтернативы страдающим подросткам взрослые не предложили.
Конфликт «родители-дети» набирает обороты и выливается сегодня в чудовищные последствия: неправильное развитие детей и нездоровое общество.
Родителям нечего предложить своим детям, старый опыт не работает. А знаний нет, и мы не стремимся их получить, потому что считаем себя уже состоявшимися, умными и умудренными опытом родителями. И это приводит к тому, что ребенок не получает необходимых навыков адаптации и взаимодействия в обществе.
Что может дать ребенку мама, достаточной заботой для которой является обедал ли сынок в школе? А сынок ложится потом на железнодорожные рельсы в глупой надежде таким способом постичь нечто тайное, желая оторваться от опостылевшей реальности, не понимая своего места в ней.
Мы, родители, учителя задаем направление развития своим детям. Но что мы можем им предложить? Как стать счастливым? Как наладить личную жизнь? Как заработать? Как важно уважать старших и быть добрым? Для многих детей родительские проповеди о достойном поведении — пустой звук. Их больше волнуют вопросы: зачем я живу, каков смысл моей жизни, куда я иду. И на эти вопросы родители ответить не в состоянии. Они не могут предложить детям методику, как найти свое место в жизни, обрести смысл, как быть счастливым, как понимать свои состояния.
Безумные родители, истерично выясняющие отношения, срывающиеся на своих детях, испуганные, полные суеверий, неудовлетворенные сексуальной жизнью, зато снисходительно оправдывающие свое плохое состояние внешними обстоятельствами. Не понимая самих себя, своих состояний, мы сеем неприязнь вокруг себя, рационально ее объясняя, не понимая ее причин. Мы не понимаем, что выращивая собственную неприязнь, провоцируем ее в других и умножаем, и прежде всего в детях.
Почему у нас такие жестокие дети, мы ведь стараемся вырастить их достойными и образованными? Почему такое безразличное общество? Фильм «Класс коррекции» затрагиваем массу острых тем, но не предлагает решений и ответов.
Между тем ответы есть в системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Сегодня, в кожную фазу развития человечества в приоритете ценности кожного вектора – индивидуализм, дистанцирование от чужих проблем, выгодное для себя потребление. «После нас хоть потоп! Не мы такие – время такое!» – выражения, ярко иллюстрирующие наше общество потребления, в ценностях которого нет дела до судеб других людей.
Мы уже не болеем за общество, нет у нас связи с ним, утрачено такое явление как социальный стыд, каждый сам за себя, культура не справляется с ограничением нашей неприязни. А она растет, вместе с ростом неудовлетворенности своей жизнью. Наши желания стали огромными, но мы так и не научились их наполнять: нет главного сегодня — понимания самих себя. Не реализуя свои желания, свой природный потенциал на благо общества, люди страдают, пребывают в плохих состояниях, ведут себя асоциально, не осознавая, что причина этого не снаружи, она внутри каждого из нас.
Многие люди уже понимают, что все эффективные изменения в обществе возможны только лишь через осознание себя. Только начав с себя, с осознания причин своих негативных состояний и освобождения от неприязни, можно изменить что-то вовне.
Системно-векторная психология дает людям понимание себя и возможность управлять своими состояниями, она меняет мысли и намерения людей, направляя их не только для личных позитивных изменений, но и для эффективных решений проблем общества.
Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Людмила Марченко
С ума сойти! Не смотрела, но, судя по описанию, дела совсем плохи…
Так и есть, постоянно наблюдаю полусумасшедших родителей, которые сами неудовлетворены, и детям развиваться нормально не дают. Никто не хочет нести ответственность, перекладываем друг на друга. Хотя все сопричастны…
Спасибо за статью! Заставляет еще раз взглянуть на то, что лично я делаю для улучшения ситуации в обществе…
Стоит посмотреть фильм. Хотя бы для того, чтобы обнаружить в себе душу…
Потрясающая статья о каждом из нас, об обществе которое создали мы сами и о самой большой боли-наших детях. В наших силах сегодня поменять нашу жизнь с минуса на плюс и дать будущее нашим детям. Спасибо, Людмила, статья актуальнейшая.
Людмила! Спасибо за прекрасный разбор! Показывала этот фильм своим студентам. Многие плакали. Некоторые смеялись. Сейчас молодежь не очень-то хочет добровольно смотреть подобные фильмы. Это тяжело. Но душа-то развивается только через сострадание и сопереживание!
Не смотрела фильм. Поняла, что нужно это сделать как можно скорее и рассказать об этом как можно большему числу людей. Мы можем и обязаны будить друг друга, вырываясь из тьмы, в которую сами себя загнали. Спасибо, Людмила!
даже страшно было читать о таком фильме! Однозначно не буду смотреть!