«Какая странная женщина эта Клара», — сетовал один из известных виолончелистов в заметках к своей записи сонат Брамса.

Клара Вик — самая знаменитая женщина-пианистка в истории человечества. Ее не смог затмить даже блистательный Франц Лист — Паганини фортепиано, — сводивший всю Европу с ума своими концертами. Клара же занимала позицию самой глубокой, харизматичной, непревзойденной и любимой слушателями пианистки.

Клара начала говорить после 4 лет. Ее отец, знаменитый по тем временам педагог по фортепиано, Фридерик Вик, развелся с матерью Клары, когда она была еще ребенком, и самостоятельно учил Клару игре на фортепиано с целью сделать из нее знаменитую пианистку.

С раннего детства Клара ездила на гастроли как пианистка-вундеркинд. Она быстро приобрела огромную популярность, которая включала в себя признание не только европейских центров культуры, но и русского царского двора. И даже когда они с Робертом Шуманом, одним из самых известных композиторов романтической эры, уже будучи в браке, приехали в 1844 году в Санкт-Петербург, при царском дворе их представили как «Клара Вик с мужем», чем повергли молчаливого, неловкого Роберта в безмолвное смятение.

Иоганн Брамс. Судьба

Любовь Роберта и Клары началась, когда Клара была еще подростком. Клара влюбилась в него, но тогда он был помолвлен с другой. Роберт приезжал на уроки к ее отцу в надежде стать знаменитым пианистом, восставая против воли своей семьи, толкавшей талантливого, пылкого, одухотворенного Роберта к выбору профессии юриста. К сожалению, его надежды на карьеру профессионального исполнителя не сбылись, так как после неудачной хирургической операции одна из его рук была искалечена.

Несколько позже по просьбе отца Клары Роберт Шуман стал ее домашним репетитором. Это и стало началом одной из самых знаменитых историй любви музыкального мира.

Отец, как только узнал о любви Роберта и Клары, резко и недвусмысленно запретил дочери даже мечтать об этом браке. Роберт был изгнан Фридериком «с глаз долой», но он не сумел изгнать его из Клариного сердца. Роберт и Клара условились, что дождутся ее совершеннолетия и подадут в суд на отца девушки, чтобы отстоять ее право определять свою судьбу.

В эти годы ожидания Роберт писал необыкновенно одухотворенную музыку, пропитанную любовью к Кларе и ей посвященную. В день ее совершеннолетия Роберт и Клара явились в суд и выиграли дело.

Они поженились. Роберт сочинял, она играла, хотя, конечно, меньше, чем раньше. На свет стали появляться дети. За время брака с Робертом Клара родила восемь детей! И меньшего количества было бы достаточно, чтобы уничтожить у женщины желание играть, выступать и вообще думать о чем-либо, кроме быта.

Но Клара не была той обыкновенной женщиной, которая, возможно, понравилась бы больше виолончелисту, упомянутому в начале статьи. Иоганн Брамс, появившийся в семействе Шуманов в один осенний день, сразу заметил неординарность Клары. К слову, Роберт Шуман был выдающимся музыкальным критиком и журналистом и умел открывать музыкальные таланты эпохи, как он к тому времени уже сделал, например, с Шопеном и Листом. В молодом Брамсе он увидел ни больше ни меньше будущее немецкой музыки…

Одновременно с прибытием в семью Шуманов Иоганн Брамс, любивший всем сердцем музыку Роберта и его самого как отца совершенно неожиданно влюбился в Клару. Оттого и последовали «Венгерские танцы» Брамса в четыре руки, которые написаны с частым перекрещиванием рук. Безобидный трюк влюбленного, желающего быть как можно ближе к любимой женщине.

Иоганн Брамс. Жизнь

Той осенью 1853 года Брамсу только что исполнилось 20 лет.

А в начале 1854-го у Роберта Шумана опять начался мучительный приступ шума в ушах, и в состоянии помрачения разума он пытался покончить с жизнью, бросившись в холодную грязную воду Рейна. Его спасли. На следующий день он пошел и добровольно сдал себя в госпиталь для душевнобольных, чтобы в случае нового приступа не испугать Клару, которая была беременна их последним ребенком.

После этого трагического события Клара видела Роберта только однажды. В день перед его смертью. Брамс же посещал Роберта регулярно, и там, в больнице, они часто сидели вдвоем и говорили о Кларе и о том, как каждый из них ее любит…

В тот тяжелейший для всех троих период Брамс следил за детьми и хозяйством Шуманов, зарабатывал деньги уроками музыки. Клара же вдруг решила уехать на гастроли, ей было невыносимо оставаться дома. Есть источники, подтверждающие, что во время одного из приступов Роберт все же поднял руку на Клару. Этим, возможно, для нее омрачилась память их взаимоотношений.

Роберт Шуман умер через два года после своей добровольной госпитализации. Через некоторое время Клара и Иоганн как свободные друг для друга люди поехали вместе на курорт. Но вскоре Клара вернулась одна, как будто с похорон. Иоганн внезапно уехал жить в другой город. С тех пор их взаимоотношения стали главным образом эпистолярными. Они также иногда встречались как друзья для поездок на курорт.

Так продолжалось много лет, до 1896 года. В марте того года у Клары был инсульт. Когда Брамс узнал об этом, он отложил свои поездки на отдых и напряженно ждал новостей о самочувствии Клары.

В этот период Брамс сочинил свои «самые безбожные» «Четыре Серьезные Песни» на слова из Экклезиаста. Он закончил их к своему дню рождения 7 мая 1896 года в ожидании известий о Кларе.

Иоганн Брамс. Музыка

Она умерла 20 мая в Пентокост.

Вскоре после смерти Клары Брамс узнал, что болен раком, и через 9 месяцев его не стало…

Мы все знаем очевидное об этих великих людях: все трое состоялись как гениальные музыканты. Но здесь мне бы хотелось раскрыть иную, более личную сторону их взаимоотношений. И в качестве единственно надежного способа анализа данной ситуации я возьму знания с тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Это тот необходимый уникальный метод, который позволяет проникнуть в глубь событий и взаимоотношений и увидеть их причинно-следственную связь на бессознательном уровне.

А зачем, спросите вы, ведь у всех есть личная жизнь, и любовный треугольник — дело распространенное до банальности. Я должна признаться, меня долго мучил вопрос об этом равностороннем любовном треугольнике.

Я представляла, что люди такого калибра могли полностью реализоваться не только в профессии, но и в любви. Поэтому я и приглашаю вас взглянуть на эту историю любви трех гениев по-системному.

Роберт и Клара вышли победителями из первой части этой драмы, несмотря на жестокий контроль отца невесты. В дальнейшем их ожидали сложности с заработком Роберта для обеспечения Клары и быстро растущей семьи. К тому же Роберт был хронически болен, и хотя его депрессии и звуковые галлюцинации приписывались к побочным эффектам лекарств, которые он вынужден был регулярно принимать, дело было не только в них.

Вторая часть этой драмы: неожиданная любовь между Кларой и Брамсом, который любил и уважал Роберта как учителя и отца. С точки зрения романтической любви этот эпизод закончился разрывом, но взаимоотношения Иоганна и Клары, которая была старше Брамса на 14 лет, продолжались всю ее оставшуюся жизнь.
Каков же системный взгляд на великих героев этой драмы? Если задуматься, с удивлением приходишь к выводу, что у всех троих векторальный набор практически одинаков. Нижние вектора: кожный и анальный, верхние — зрительный и звуковой. Нужно отметить, что носители одних и тех же векторов могут отличаться до противоположностей, в зависимости от развития и состояния векторов, а также под влиянием темперамента и опоры на тот или иной вектор.

Анальный и кожный вектора подробно описаны в системных статьях на сайте «Системно-векторная психологии» Юрия Бурлана.
В жизни музыкантов-исполнителей оба эти вектора необходимы. Анальный — для усидчивости, для глубокого проникновения в материал, хорошей памяти, аналитического мышления. Кожный вектор необходим для практического контакта с инструментом, ощущения тонких нюансов ритма, развития техники исполнения, пластики, соблюдения дисциплины занятий.

Роберт Шуман был гениальным романтическим композитором. Он воплотил в своей музыке тонкое чувство звуковых вибраций (звуковой вектор), привнес в нее эмоции и чувственность (зрительный вектор). И хотя он не смог исполнить свою мечту и стать профессиональным пианистом из-за неудачной операции, перенесенной в молодости, он все же был прекрасным исполнителем музыки (кожный вектор).

В целом это был реализованный и состоявшийся человек. И только некоторые свидетельства указывают на то, какие тяжелые состояния он порой переживал.

Уже в юношеские годы он страдал от депрессии и суицидальных мыслей. Звуковые галлюцинации (он часто слышал несуществующий высокий звук) сводили его с ума. Так проявляло себя расстройство в звуковом векторе.

Иоганн Брамс. Звук

Оно и стало одной из основных причин того, что последние два года жизни Шуман провел в психиатрической больнице, где находился или в ступоре, или в припадках гнева, или во власти галлюцинаций. Проявлениям ступора способствовал анальный вектор в тяжелом состоянии. Он страдал, находясь вдали от семьи, потеряв свою реализацию — так необходимые ему поддержку и признание.

Создание музыки, любовь к женщине и большая семья наполняли его. Он был очень счастлив в браке с Кларой и любил ее… до безумия… Но в определенный момент что-то надломилось…

Той осенью, когда 20-летний Иоганн Брамс вошел в жизнь их семьи, Роберт Шуман представил Брамса всему музыкальном миру как будущее немецкой музыки. Благодаря его авторитету будущее Брамса как композитора национального масштаба стало воплощаться в реальность.

О, дар звуковика — ощущать тончайший резонанс присутствия невидимой материи жизни: получение и отдача… получение и отдача… А способность развитого зрительника — видеть не только сотни оттенков любого цвета, но и бесконечную череду внешних выражений состояний окружающих, особенно людей, с которыми ты уже созвучен в звуковой любви.

Я думаю, Роберт не мог не знать о том, что Иоганн без памяти влюблен в Клару. Он не мог не чувствовать, что Клара, его любимая жена и мать его детей, не наполнена до краев его любовью и их семейной жизнью. Что где-то в ее сознании затаились пустоты, которые она, такая многогранная, талантливая и яркая женщина, не может наполнить радостями уютного семейного анального мира, который Роберт создал для нее.

И снова в ее жизни был дневник, как в те времена, когда она была под надзором ревнивого отца, охраняющего ее, юную блестящую пианистку, как профессиональную добычу от опасности влюбленного Роберта. Первый дневник читал ежедневно отец. Второй, созданный Робертом, когда они уже были женаты, был предусмотрен для ее ежедневных записей, которые он читал.

Роберт, передающий свои чувства в музыке с невероятной выразительностью, в жизни был замкнут и неловок в общении (проявления звукового вектора). Клара была более раскованной и артистичной с людьми (проявления зрительного вектора). Таким образом, дневник, где они записывали и обсуждали свои проблемы, был методом общения этой необычной пары.

За 14 лет в браке с Робертом Клара родила восемь детей. Их кабинеты в доме находились не стена к стене, а дверь к двери. Роберт сочинял. Клара не решалась играть на рояле, чтобы не убить его вдохновение.

Анальные идеалы в форме семейного послушания и ежедневных упорядоченных рутинных ритуалов не могли быть ее Форте. Ее огромный талант нуждался в свободе и кожной самостоятельности. Ей, зрительной женщине, не хватало эмоций, которые бы она могла легко разделить с любимым и с… публикой.

Преданно, но, судя по снимкам тех лет, несколько подавленно провела годы своего замужества Клара. Она глубоко любила Роберта и его музыку, но не смогла устоять перед секретным выражением кожной ревности: после смерти Роберта, готовя его «Вторую Сонату» к переизданию, она убрала из титула пьесы посвящение девушке, с которой он был помолвлен в ранней молодости, до любви с Кларой.

***

Той осенью 1853 года Роберт не мог не заметить, не почувствовать, не услышать нарастающую вибрацию новой, набирающей силу страсти и любви между Иоганном и Кларой, резонирующей в трехкратном звуке этих музыкальных гениев. Звук Роберта был наиболее уязвим. Сознательный и бессознательный страх потерять Клару перевесил его хрупкий ментальный баланс в сторону суицида. Но неудача постигает его даже здесь, и Роберт самоустраняется в госпиталь для душевнобольных, чтобы не расстраивать своими приступами горячо любимую жену.

Жертвенность зрительного вектора в виде самоустранения с пути любимой женщины проявилась в Роберте с обезоруживающей силой даже тогда, когда его рассудок уже сдался на растерзание больному звуку.

Брамсу было очень трудно: он любил Шумана как учителя, как отца и друга, как музыкального гения, но в то же время он был влюблен в его жену. Таким образом, любовь Брамса к Кларе с точки зрения анального братства — предательство. С позиций кожного вектора — это жизнь, исходя из реальных возможностей. В зрительном векторе это самая романтическая, самая непреодолимая влюбленность, а в звуке… в звуке это слияние с божественным. Смысл жизни. Возвращение в мир бесконечности.

В период болезни Роберта Брамс по-анально-зрительному заботился о своем учителе, кумире, друге, его детях и жене. Одновременно с этим его любовь к Кларе становилась всепоглощающей страстью, о которой он писал в своих к ней письмах и в своих музыкальных сочинениях.

Позже, много лет спустя, Клара попросила дочь уничтожить свои письма к Иоганну, но оставила письма, которые написал он. Музыкальные историки до сих пор спорят о качестве взаимоотношений Клары и Иоганна. Были ли они только друзьями… Надеюсь, нет. Сам факт уничтожения писем говорит о том, что было то, что Клара не желала разделить с бездушным миром даже после своей смерти.

После смерти Роберта, когда, казалось бы, Кларе и Иоганну можно было предаваться свободе любви без угрызений совести, их романтическая связь прекратилась. Неожиданно для Клары и окончательно.

Иоганн Брамс. Любовь

Как будто Брамс из умирающего от любви мальчика в одночасье превратился в независимого мужчину, которому срочно понадобилось заняться исключительно собой.

Впоследствии Брамс никогда не женился, хотя был дважды помолвлен. После разрыва их любви Клара побывала предметом удручающей любви одного композитора, но довольно быстро положила конец его ухаживаниям.

Но, так или иначе, Клара и Иоганн всю жизнь поддерживали уникальные близкие отношения. Дело в том, что Клара с самого начала решила уйти в историю как вдова Роберта Шумана, так как знала мир в те времена, когда человечество еще находилось в ограничивающей свободу женщины анальной фазе, и не питала иллюзий о возможности брака с мужчиной на 14 лет моложе себя. Но их любовь продолжалась. В звуке. В музыке, которая в те времена еще была способна наполнить объем желаний звукового вектора. А в человеческом плане они непрерывно общались через переписку, через долгожданные встречи, через популяризацию музыки Роберта, пока Клара не оставила этот мир, а вскоре за ней угас и Иоганн.

Хотелось бы думать, что, если бы родились эти невероятно красивые люди в наше время кожной фазы развития человечества, благодаря зрительным идеалам нашей культуры Клара и Иоганн могли бы счастливо жить вместе, несмотря на разницу в возрасте. Но, с другой стороны, если в 19 веке носители звукового вектора могли целиком реализоваться в музыке, в наши дни, сегодня, из-за выросшего объема звукового желания к познанию одной музыки им было бы уже недостаточно. Я почему-то уверена, что Брамс, как в свое время, так и в наши дни, выполнил бы задачу звуковика в обществе: духовное познание себя и мира в себе.

До прохождения тренинга «Системно-векторная психология» я думала о Шумане, Брамсе и Кларе как о выдающихся музыкантах, связанных между собой трагическим любовным треугольником. Знание о звуковом векторе и о возможностях любви в звуке раскрыли для меня иную грань в этой знаменитой истории любви и открыли новые горизонты в самореализации.

Приходите на онлайн-лекции Юрия Бурлана, и вы тоже сможете раскрыть для себя ценность системного видения окружающего и внутреннего мира с помощью этого уникального знания.

Автор: Елена Ли

Корректор Валерия Старкова

Статья написана с использованием материалов тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана

21 комментарий Оставить комментарий
  • Евгений Брежнев

    ну на мой взгляд, по анальному между друзьями возможна любовь к жене друга, в Клару у Иоганна, да и в дальнейшем он старался помочь вдове друга, но разница в почти 15 лет, к тому же 8 совместных с Робертом детей на перспективу развития любовных отношений не очень влияло, хотя влюбленность и одухотворенность полученную в семье Шуманов сыграла в судьбе И. Брамса заметную роль. У Шумана склонность к суициду проявилась еще в 23 года, но благодаря беззаветной любви к творчеству, а затем и к своей будущей жене надолго купировалась, но все признаки вторичного аутизма сыграли в его судьбе последнюю скрипку….
    Спасибо за статью, интересный взгляд на любовь!!))

  • Оленька Мезенцева

    Спасибо! Какая красивая любовь. Жаль, что Клара сделала такой выбор: они могли бы быть счастливы больше, чем были вот так на расстоянии. И конечно от звуковой любви никуда не делись.
    Без системно-векторной психологии в хитросплетении этих отношений и их глубине не разобраться.

  • Marina Golomolzina

    Спасибо! Очень интересная статья. Действительно, благодаря системному мышлению все происходящие явления, факты раскрываются по-другому. Даже как-то не так трагично все воспринимается, когда знаешь, как было, почему и зачем.

  • Elena Krivenko

    Да да, Марина. Спасибо за коммент.

  • Elena Krivenko

    Евгений, спасибо за коммент. У Шумана не было вторичного аутизма. У него была разрушена нервная система. Лекарствами и инфекционным заболеванием. И умер он от истощения, не от психического расстройства. Ел только из рук Брамса, а тому еще и за домом и детьми следить, не мог все успеть. У Клары, на удивление, были признаки первичного аутизма в раннем детстве. Она не говорила. Иногда казалось, что и не слышала. Никакой реакции лет до четырех. У Брамса тоже в детстве были сложные условия. Все равно, все три состоялись как гениальные музыканты.

  • Elena Krivenko

    Вы знаете, Оленька, я над этим тоже думала. И тоже думала, ну почему пренебрегли такой любовью в человеческом плане? Только недавно поняла. В этой ситуации нужна была другая энергия. У обоих героев внизу кожа и анальность. В Звуке они были гениальны, а формы поведения и структуры были устоявшиеся. Они новым вином наполняли старые бочки. А для нового типа взаимоотношений или чтобы идти за флажки, нужна уретральная энергия. Анальность против устоев не пойдет и коже это не очень под силу. Вот только сейчас люди как Алла Борисовна пролагает путь для таких пар.

  • Ирина

    Спасибо. Было очень интересно. Прямо сценарий для фильма.

  • Lyakhova Tatiana

    Такая трогательная история.

    » любовь Брамса к Кларе с точки зрения анального братства — предательство. С позиций кожного вектора — это жизнь исходя реальных возможностей. В зрительном векторе это самая романтическая самая непреодолимая влюбленность, а в Звуке… в Звуке это слияние с божественным. Смысл жизни. Возвращение в мир бесконечности.» — так точно сказано!

    Спасибо! Замечательная статья!

  • Аnastasiia Kaprelova

    «… в Звуке это слияние с божественным. Смысл жизни. Возвращение в мир бесконечности» — это именно то, что Клара «не хотела делить с бездушным миром». Елена, интересная точка зрения. Хотя мне почему-то не верится, что причина в возрастной разнице. Мне кажется, это чувство вины в анальном векторе Иоганна перед своим учителем и наставником гнало его прочь от Клары. Может это какая-то внутренняя клятва самому себе в знак памяти, уважения и любви к Роберту?..

  • Татьяна Сарана

    «Их кабинеты в доме находились не стена к стенке, а дверь к двери. Роберт сочинял. Клара не решалась играть на рояле, чтобы не убить его вдохновение.»
    Это любовь с большой буквы!!! Эта история жизни известных творческих личностей тронула меня, спасибо автору.

  • Галина Резниченко

    Очень интересная статья. Красивая и грустная любовь. После системного разбора все понимается и тем не менее не становится скучным, только интереснее.

  • Elena Shapoval

    Статья блестящая! Спасибо, Елена! Брамс — один из моих любимых композиторов. Венгерский танец №5 слушаю всегда, когда накатывает хандра. История любви в звуке не может быть ординарной. Жаль, что история не терпит сослагательных наклонений… «Я почему-то уверена, что Брамс, как в свое время, так и в наши дни,
    выполнил бы задачу Звуковика в обществе: духовное познание себя и мира в
    себе.» — пишете Вы. Возможно… А вот Шуман не сошел бы с ума, зная, чем наполнить звуковой вектор максимально. Возможно… если бы не прошли мимо правильного знания о природе человека. Ведь миллионам звуковиков сейчас доступно самопознание, а они все еще глушат звук в себе, бредя в кромешной тьме…

  • Tatiana Borzdaya

    Такая грустная история Любви… Спасибо автору за потрясающую статью! Звуковая любовь особенная, трепетная, тонкая…

  • Elena Krivenko

    Елена, спасибо за ваш коммент. У Шумана не было проблем с наполнением Звука. Он был отравлен медикаментами, и его нервная система была разрушена ими и физической болезнью. Он умер не от сумасшествия, как некоторые утверждают, а от истощения, так как пищу брал только из рук Брамса, а тот не мог проводить все свое время ухаживая за Робертом. Относительно Брамса, сохранились материалы, напрямую говорящие о его звуковых исканиях совпадающих с его творчеством.

  • Сергей,Киев

    Удивляет до бесконечности загадка, ну почему-же они не стали жить вместе!!!?А кто подскажет ссылку где найти письма их друг другу?…

  • Александр Кутернин

    Спасибо за такую интересную историю любви. Несомненно, анальные традиции и
    устои взяли свое, при этом они переживали сумасшедшую близость в звуке… что намного выше, больше и объемнее

  • Ольга Новикова

    Какая наполнения и вместе с тем трагичная жизнь у всех троих! Не знала об этом треугольнике раньше! Поражает сочетание таких черт как замкнутость и эмоциональность в одном человеке! Сложно жить с таким набором, постоянно кидает то туда, то сюда, наверное.

  • Лариса Лопатина

    В едином звуковом пространстве высокий звук не пройдет мимо другой такой же величины, они связываются общей волной вибраций. А чувственность развитого зрения затягивает их в один узел. Узел или треугольник…
    Разорвать такие узы не каждому под силу. Нужно обладать сверхсилой
    сверхчеловека, чтобы удержать свои чувства и действия в рамках, принятых в обществе, и не предать память дорогого тебе человека…
    Только со знанием системно-векторной психологии можно разобраться в таком клубке человеческих отношений. Спасибо, Леночка!

  • Оленька Мезенцева

    так дело же не в энергиях. Вот устоявшиеся культурные рамки общества да… мешали ей. Стыдно по-анальному нарушать устои. Сейчас такого уже нет

  • Наталья Бурова

    Как интересно и волнующе читать про известных людей после тренинга по системно-векторной психологии. Совершенно другие ощущения и чувства возникают.

  • Аноним

    Невероятно красивая история. Понять эти отношения можно только через СВП, а как иначе?

Оставить комментарий