1 часть статьи.

2 часть статьи.

Постельные сцены чувственны и пронзительны и, даже балансируя на грани порнографии, остаются органичной частью рассказываемой любовной истории. Наверняка большинство читательниц прочитывают эти описания залпом, не в силах оторваться. Как сказала одна 44-летняя мать двоих детей на встрече с Э. Л. Джеймс, «Вы — просто дар Бога для людей среднего возраста! Я собираюсь почитать некоторые страницы на ушко своему мужу».

В лифте, в лодочном домике, в красной комнате, похожей на камеру пыток, в девичьей постели, на съемной квартире, в душе и в шикарном номере дорогого отеля — где бы ни настигало эту парочку желание, они забывают обо всем на свете, как и читатели книги.

50 оттенков серого

Желание принадлежать

Даже самые сильные и самодостаточные кожные бизнесвумен время от времени ощущают тяжесть и усталость от взваленного на их плечи груза обязанностей. В такие минуты хочется, чтобы откуда-нибудь, как чертик из табакерки, появился бы сильный мужчина и взял на себя хотя бы часть этого груза. Хотя бы ненадолго.

Так приятно иногда ощущать себя во власти сильного мужчины, слышать от него «Ты только моя», позволить себе быть слабой и ведомой… Для многих это ни с чем не сравнимое удовольствие. И женщины к нему тем восприимчивей, чем меньше у них возможности увидеть рядом с собой сильного мужчину в реальности.

пятьдесят оттенков серого

Зрительный любовник

При всей своей несистемности и склонности к БДСМ, главный герой является обладателем ярко выраженного зрительного вектора. Он окружает Анастейшу заботой и вниманием, его интересует все, что связано с ней: ела ли она сегодня, когда у нее критические дни, как она добралась до дома. Прохладным вечером он накидывает ей на плечи свой пиджак, он, словно нянька, заботится о ней, когда она перебирает алкоголя на выпускной вечеринке. Он ведет с ней бесконечные разговоры по душам, пытаясь разузнать, что она чувствует и о чем думает. Он чутко прислушивается к ее ощущениям в постели, стараясь доставить ей удовольствие.

Он засыпает ее е-мейлами, он бесконечно волнуется за нее и даже дарит ей айпад, компьютер и смартфон, чтобы она всегда была на связи.

Пределы допустимого

«50 оттенков серого» — не такая уж примитивная эротическая проза, как пытаются это выставить некоторые серьезные критики. Это достаточно многослойное произведение, в котором затрагивается много интересных с точки зрения психологии вопросов. Например, до каких границ и пределов может довести человека любовь? На какие компромиссы с самим собой готов влюбленный? Как далеко может завести страсть? Какие жертвы могут быть принесены на алтарь сильного чувства?

50 оттенков серого2

Героиня страстно влюбилась в эксцентричного миллионера, совершенно не подозревая о его доминантных (читай «садистских») наклонностях. Она хочет его любви больше всего на свете, но боится боли и неизвестности, приходит в ужас от его пристрастий. Читая, представляешь себя на месте героини и постоянно задаешься вопросом: а как далеко могла бы зайти с ним я? Этот вопрос постоянно держит читательниц в напряжении, не давая им оторваться от книги.

Экскурс в БДСМ

Таинственный и пугающий мир БДСМ-отношений для большинства домохозяек «за 30» остается чем-то экзотическим, пугающим, запретным.

А, как известно, нет ничего более притягательного, чем вышеперечисленное сочетание. Книга позволяет заглянуть в этот чуждый простым обывателям мир, подглядеть за адептом удовольствий, связанных с болью, кое-что почерпнуть и даже взять на вооружение для собственной спальни в зависимости от индивидуальных особенностей либидо (см. отзыв читательницы в пункте «красивая эротика»).

пятьдесят оттенков серого2

Укрощение строптивого

Нет большего блаженства для развитого зрения, чем возможность спасти того, кого любишь, вырвать его из лап порока и приобщить к зрительным ценностям. Через чувства Анастейши красной нитью проходит мысль: «Я могу утешить его, последовать за ним в его тьму и вывести его к свету». И надо сказать, ей это отчасти удается. Кристиан признается, что рядом с ней он многое делает в первый раз: он «всегда спал один, никогда не занимался сексом в своей постели, никогда не катал девушек на вертолете, никогда не представлял их своей матери». Но ради нее, Анастейши, он сделал исключение и нарушил эти свои «никогда». Он привязался к ней и даже идет на уступки, пересматривая в сторону послабления свой ужасный контракт между доминантом и сабмиссивом…

В каждом читающем сердце теплится надежда, что этой чувственной девушке удастся перетянуть своего возлюбленного на сторону «добра». Возможно, именно благодаря этой наивной вере человечество еще до сих пор не вымерло и ежегодно тысячи девушек выходят замуж за алкоголиков (наркоманов, садистов и проч.) искренне надеясь, что любовь поможет вытащить их из этих земных кругов ада…

В книге эти надежды подпитывает сам Кристиан: «Если бы я знал, как ты неопытна, ни за что не стал бы преследовать, — и все же только тебе удалось укротить меня».

Эрика Леонард

Кожная роскошь

Для скромных домохозяек с кожным вектором, считающих центы и пенни и привыкших к исключительно практичным подаркам мужа, книга представляет собой настоящий глоток свежего воздуха. Небывалая роскошь, о которой они мечтали, о которой видели сны, о которой грезили наяву, становится в книге явью. Начиная от коллекционного издания любимой книги Анастейши за 14 тысяч долларов, с которого начинает свои ухаживания Кристиан, продолжая шикарной красной Audi, которую он дарит ей в честь выпускного, и заканчивая тем, что он готов отдать ей все свое состояние, настаивая на том, что все, что принадлежит ему, также принадлежит и ей. Любые атрибуты успешности и богатства легко падают к ее ногам (а значит, и к ногам взахлеб читающей об этом домохозяйки).

Полеты на личном вертолете, шикарный МакбукПро, мгновенно присланный ей, чтобы она могла читать е-мейлы возлюбленного, бизнес-класс в самолете, выкупленный им для Анастейши, чтобы ей было комфортнее лететь к матери, шикарная квартира Кристиана и его не менее шикарные машины и номера в отелях — все это создает идеальные декорации для развития необычной любовной истории.

Э. Л.  Джеймс

Необычная любовная история

Если абстрагироваться от жестоких атрибутов БДСМ и связанных с этим переживаний и странностей, история и впрямь необычная. С одной стороны, обычная американская девчонка, юное непорочное существо Анастейша, ну чисто ангел, который с упрямой настойчивостью отказывается от дорогих подарков миллионера («Да бери же, пока дают, дурочка!» — так и слышатся голоса кожных читательниц).

С другой стороны, загадочный и невероятно красивый олигарх с нежной и чувствительной душой, играющий по ночам на рояле грустные мелодии, управляющий могущественным холдингом и, не раздумывая, бросающий его, чтобы помчаться на другой конец Америки ради одной ночи с любимой. Никогда никого не любивший и вдруг заразившийся этим чувством. Их пикировки в электронной переписке заставляют затаить дыхание не хуже, чем самые откровенные эротические сцены. Как говорил великий русский поэт: «Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой».

В целом, несмотря на то, что в книге то и дело мусолится тема БДСМ, основная читательская аудитория — это все-таки обладательницы зрительного вектора.

Слово «красивый», столь любезное зрительному уху (глазу), повторяется практически на каждой странице (в основном в мыслях Анастейши о Кристиане: он у нее всегда «божественно», «нечеловечески», «нереально», сказочно красив). Красив ночной Сиэтл, красив восход, который влюбленная парочка встречает вдвоем в планере, невероятно красивы постельные сцены. Красивы и белые розы, присланные Кристианом Анастейше после расставания.

Да-да, в конце книги герои расстаются, но только для того, чтобы встретиться вновь — в двух следующих книгах «Fifty Shades Darker» («На 50 оттенков темнее») и «Fifty Shades Freed» («Пятьдесят оттенков свободы»).

Пока домохозяйки читают, пишите, Эрика Леонард, пишите!

Автор: Екатерина Бурдаева

Корректор Галина Ржанникова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

12 комментариев Оставить комментарий
  • Natalya Krasulya

    «Пока домохозяйки читают, пишите, Эрика Леонард, пишите!» Спасибо за такой необычный взгляд на «50 оттенков серого». «Не такая уж примитивная эротическая проза, как пытаются это выставить некоторые серьезные критики. Это достаточно многослойное произведение, в котором затрагивается много интересных с точки зрения психологии вопросов. Например, до каких границ и пределов может довести человека любовь? На какие компромиссы с самим собой готов влюбленный? Как далеко может завести страсть? Какие жертвы могут быть принесены на алтарь сильного чувства?» В жизни не ищем ответы на такие вопросы, потому что даже сформулировать их порой не просто. Еще раз спасибо. Жаль, что нет смайликов — я бы поставила сердечко ))))

  • Елена Шаповал

    С большим интересом прочитала все три части. Не важно даже видел ли ты эти фильмы и читал ли ты «50 оттенков серого». То, что описывается в статье легко наблюдаемо и в нашей жизни. Просто системный взгляд меняет и угол зрения и точку отсчета, поэтому получается и объем и глубина у каждой житейской ситуации. Тут тебе и причины и следствия — как на ладони.

  • Natalya Krasulya

    Проживаются изнутри и настолько понятны описания, что понять о чем речь и для чего это все, раньше было бы не понятно. Да, Елена, можно и не смотреть и не читать. Разве для того, что бы еще и ощутить это все )))

  • Татьяна Сарана

    Это точно, все поймешь сразу, ничего не скроется.

  • Ектерина Б.

    Совершенно согласна, без зрительного вектора это произведение я бы просто не смогла прочесть или понять. Хотя, признаться честно, слушала в аудио формате, но все равно, была «слышна» опора на образное мышление, причем при описании «воображений» обоих героев. Спасибо за статью.

  • Аnastasiia Kaprelova

    Честно говоря, не читала книгу, так как наслышана о ней, как о примитивной эротике. Спасибо за статью. Она заставляет пересмотреть свое отношение. Обязательно прочту. Заинтересовали)

  • Ектерина Б.

    Вот тут задумалась, на досуге, как так получается, что несмотря на свои садистские наклонности и депрессивные мысли об одиночестве души, его Зрение все-таки было растоплено чувственной и наивно влюбчивой Анастейшей.
    Сначала роман мне показался достаточно простым, но надо перечитать и посмотреть на каком моменте и как сложилось это чудо. Еще раз спасибо автору за статью.

  • Галина Резниченко

    Спасибо за статью, книги не читала, заинтересовали, прочту обязательно.

  • Вера Колосова

    Замечательная статья! А книгу читать не стану, в свое время такого планы романы сильно на меня повлияли и я по-зрительному пыталась подчинить свою жизнь, хотя бы внешне, таким «книжным» канонам красоты. Вынесла оттуда много хорошего женского опыта, но и многое потеряла. Реальная жизнь иная, а наличие нижних векторов шепчет, что намного интереснее и объемнее, чем любая придуманная история, взять хотя бы мои ощущения от жизни до тренинга и после. Об этом ни в одном романе не написано, разве что сюжет сказки о мертвой царевне подойдет. Автору спасибо, хорошо передала атмосферу романа и точно передала силу воздействия зрительных образов на читательниц.

  • Ольга Большунова

    Ну, что тут можно сказать? Книгу читать не возникло желания.
    Мужчина-садист и девочка с явным виктимным поведением под соусом рационализаций «спасу заблудшего» — это как-то не серьезно. И уж тем более не серьезно
    рассчитывать на счастливый финал там, где его нет и быть не может. А то, что
    роман понравился домохозяйкам и не понравился критикам, отражает их уровни
    развитости («так себе» и «вполне», соответственно).

  • Ольга Большунова

    Ну, что тут можно сказать?… Книгу читать не возникло желания.
    Мужчина-садист и девочка с явным виктимным поведением под соусом рационализаций
    «спасу заблудшего» — это как-то не серьезно. И уж тем более не серьезно
    рассчитывать на счастливый финал там, где его нет и быть не может. А то, что
    роман понравился домохозяйкам и не понравился критикам, отражает их уровни
    развитости («так себе» и «вполне», соответственно).

  • Ashhen Gudkova

    Оттенки серого… Оттенки зрительного восприятия, состояния любви наружу или в себя… Можно многое понять между строк, в любом романе и то, что вполне реалистично, и явный вымысел. Понимающий человек во всем найдет смыслы, а достаточно ли они глубоки для него — это другой вопрос

Оставить комментарий