Вот и наступил долгожданный день, когда мой ребёнок пошел в первый класс. Я была уверена, что проблем с освоением школьной программы, а главное, с поведением не будет. Прошли первая, вторая недели обучения. Появилось нехорошее предчувствие. Ребёнок возвращался печальный и безынициативный. На мой вопрос: «Как твои дела в школе?», ничего не отвечал. И вот я появилась на пороге школы.

— Ваш сын не слушает меня на уроках, может отрешенно смотреть в окно вместо того, чтобы заниматься.
— Он не пишет со всеми детьми, не слышит, что я к нему обращаюсь. На переменах много бегает, а на уроке апатично, молча глядит сквозь меня, сквозь доску и стены.
— Ему сложно общаться с ровесниками, на переменах пассивно сидит в сторонке.
— Если вы хотите, чтобы он получил хоть какие-то знания, сидите с ним и занимайтесь или нанимайте репетиторов по отдельным предметам. А лучше отдайте в спецшколу.

Меня как будто обдало кипятком. Ком подкатил к горлу. Мир потерял краски. Получается, сын у меня не совсем нормальный. В детском саду он как будто поспевал за другими детьми на занятиях. Когда это с ним началось? Что же делать дальше? Почему это происходит именно со мной? Куда идти, к кому обращаться за помощью?

Множество вопросов проносилось в моей голове. Возникло ощущение, что я плохая мать. Наверно, что-то упустила важное в его воспитании. Чувство вины перемешалось с отчаяньем.

Я ведь и дома, наблюдая за сыном, замечала его столь странное поведение. Он несколько отличался от сверстников. Друзей у него не было. Он чаще был замкнут, а иногда бывал суетлив и поспешен. Любил тишину, избегал шумных мест. Не сразу откликался на своё имя. Мог внезапно начать бегать без остановки или залезал на любые возвышенные поверхности. Со стороны казалось, что он неугомонный. Слышались упрёки вслед: «Ну и мамочка, совсем не управляет ребёнком». Начался поиск ответов.

Поиск средств, которые бы помогли сыну

Немного успокоившись, я почувствовала готовность дойти до истины, понять причины поведения и вернуть ребёнка к нормальной жизни среди людей.

Сидя на приёме у детского невропатолога, я надеялась на её профессионализм и практический опыт работы с такими детьми. Я ожидала от неё прямых и чётких разъяснений о причинах и путях устранения симптомов. В итоге она в медицинской карточке ребенка своим крупным почерком «ударила меня» диагнозом: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Протянула направление к детскому психиатру и выписала перечень лекарств, которые должны были затормозить, успокоить ребёнка, улучшить кровоснабжение головного мозга. Назначила массаж воротниковой зоны и десяток физиопроцедур.

А психиатр после осмотра и опроса ребёнка сказал такое, что заставило меня задуматься о его психическом здоровье: «Мамочка, да что вы переживаете? Отдайте его в детский дом. Потом родите ещё, нормального…»

Я исполнительно давала сыну лекарства, возила на массаж. Массаж давался непросто, так как прикосновение к коже вызывало у него непроизвольное желание сжаться и отстраниться. Приходилось держать его, чтобы хоть как-то облегчить работу массажисту.

Сына осматривал не один психоневролог. Каждый следующий врач подтверждал диагноз, поставленный предыдущим врачом: синдром дефицита внимания и гиперактивности, задержка психического развития.

Побочные эффекты от лекарств стали проявляться во всей своей красе. Появилась быстрая утомляемость, значительное ухудшение концентрации внимания, плаксивость, раздражительность, нарушения сна, боли в животе. И это не весь список симптомов, которые добавились к «задержке развития».

Учительница продолжала жаловаться на низкую успеваемость и слабое освоение программы. Поиски других способов оздоровления продолжались, и желание понять, что происходит с моим ребёнком, увеличилось в разы.

СДВГ

Я была вынуждена перевести ребенка на индивидуальное обучение с посещением школы. Восемь учебных часов в неделю. Всего восемь – и это всё, что мог усвоить мой ребенок?

В течение школьного года он посещал школьного детского психолога. Беседы, тесты, рисование – были надежды, что это поможет. О моём неоконченном образовании на факультете психологии напоминает лишь стопка исписанных тетрадей и десяток учебных книг. В них не нашлось ничего полезного в данном случае.

Искала информацию, которая могла бы мне помочь, в интернете, приобретала книги о задержках развития, по детской психологии, листала ВУЗовскую литературу по психологии… Всё это в течение трёх лет. Мне казалось, что я всё знаю о синдроме дефицита внимания, о задержке интеллектуального развития, но это никоим образом не улучшало состояние моего сына. Ноль результатов, полный ноль. Он не деградировал, но и лучше ему не становилось.

На рекомендации психологов смириться с диагнозом, принять ситуацию, полюбить сына таким, каков он есть, я реагировала простым кивком головы, но мысленно тут же строила новые планы по продолжению поиска разумных ответов.

Причины возникновения СДВГ у детей неизвестны

Причины СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) современной медицине неизвестны. Существует статистика, что количество детей с СДВГ ежегодно увеличивается. Почему? Может быть, этот диагноз ставится там, где его на самом деле нет?

Если ребёнок слишком поздно начал говорить, он часто погружен в свои мысли, вяло общается, то есть риск, что такого ребенка запишут в ряды детей с диагнозом СДВГ. Еще один симптом – ребенок часто отвлекается. Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое.

Такой ребенок переспрашивает сказанные ему слова, уточняет. Имеет сложности с обучением, не может длительное время удерживать своё внимание на одной деятельности. Быстро устает от умственной работы: чтения, пересказывания, решения примеров и задач.

Совершает множество ненужных движений: ёрзает на стуле, крутит в руке ручку, вытягивает рукава, переминает пальцами. Если ему комфортнее быть в тихом помещении, чем в шумном, предпочтительнее замыкаться на собственных мыслях, чем общаться с окружающими, то большая вероятность, что врачи поставят ему диагноз СДВГ и допишут «расстройство аутического спектра».

В разных источниках можно найти множество информации о том, как выявить симптомы СДВГ у ребёнка. Предположений о причинах данного отклонения выдвинуто много, но они так и остаются бездоказательными.

На Западе синдром дефицита внимания широко обсуждают в научных кругах. Одни отрицают существование подобного расстройства, а другие без сомнений назначают лекарства маленьким пациентам. Так, одно из популярных средств от этого недуга было запрещено к применению, так как признано наркотическим веществом из-за привыкания, а бесконтрольное его применение может привести к психозам и суицидам. Но его продолжают выписывать детям и взрослым.

Понятно, что такое лечение не будет иметь результата. Это лишь попытка врачей игнорировать причины проблемы и стремление прийти к простому решению. Доктора не хотят разбираться в каждом конкретном случае или просто не знают, что делать. А родители не понимают, что нужно работать над собой и со своими детьми.

С самого раннего возраста родители начинают давать детям прописанные лекарства, останавливая таким образом развитие природных свойств ребенка, подавляя желание двигаться, расти, развиваться, адаптироваться к окружающему миру.

Взрослый человек, имевший в детстве такой диагноз, может испытывать трудности с планированием дел и времени, иметь слабую память, невысокую обучаемость, вследствие чего не будет иметь значимых достижений в профессиональной сфере. Высока вероятность того, что в зрелой жизни такой человек будет испытывать тягу к наркотическим и психоактивным веществам. Согласитесь, не совсем радужное будущее обещает оставленное без внимания СДВГ?

Кто эти активные ребята?

Я продолжала искать и однажды наткнулась на систему знаний, которая дала мне четкое понимание всей ситуации. Системно-векторная психология Юрия Бурлана полностью объяснила причины дефицита внимания и гиперактивности, позволила увидеть, насколько необдуманно и рискованно игнорирование особенностей поведения детей. Но разберёмся вместе по порядку.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о восьми векторах, как о психических врождённых свойствах человека, каждый из которых имеет свои отличия, а их совокупность в разных сочетаниях формирует характер человека.

Кто же эти подвижные и активные ребята? Это дети с кожным вектором. Сама природа наделила их такими свойствами для решения определенных задач. Что значит «гиперактивный»? Ему сложно сконцентрироваться, он редко доводит дело до конца, постоянно в движении, торопится, карабкается на возвышенности, крутит предметы на пальцах, вертится по сторонам. Обладая высокой гибкостью и быстрой реакцией, такой ребёнок может делать несколько дел одновременно.

Человек с наличием кожного вектора предназначен быть хватким добытчиком, ловким и проворным охотником. Он получает удовольствие от смены обстановки, перемены мест, то есть для него важен фактор новизны. Он хочет быть первым в соревнованиях. Его цель — победа во что бы то ни стало. От природы ему близка ценность пользы-выгоды. Мышление логическое. Ребенок-кожник, не имея мотивации получать знания в школе, может посчитать, что учёба невыгодна и не приносит пользы, и перестать учиться.

Воспитание детей с кожным вектором должно включать в себя адекватные ограничения. Его природную подвижность и энергичность можно реализовать в спортивной секции, туризме, походах на велосипедах и подвижных играх. Дисциплина и самоорганизация сыграют значительную роль в формировании психически здоровой личности.

В случае идеальных условий для развития и реализации из ребят с кожным вектором вырастают лучшие спортсмены, крепкие военнослужащие, лидеры-организаторы, бизнесмены, инженеры-рационализаторы, законодатели.

Уход в себя под влиянием стресса

Ребёнок с проявлениями аутического спектра – это ребенок с травмированным звуковым вектором. Из-за неверного развития и негативного воздействия на его природные свойства состояние ребенка ухудшается. Чаще всего на это влияют родители и те, кто участвуют в его воспитании.

Малыш со звуковым вектором выглядит нелюдимым, отчуждённым, говорит тихим, еле слышным голосом. При обращении к нему отвечает не сразу, с небольшой задержкой. Со стороны его сосредоточенность на внутреннем состоянии выглядит как заторможенность и нерасторопность.

Самое активное время суток для него — это ночь. И это неслучайно, ведь его давний предок-звуковик был ночным охранником стаи и вслушивался в тишину, чтобы вовремя уловить звук приближающегося к стае хищника. В результате, не выспавшись за ночь, такие дети встают утром с большим трудом. Вялость и разбитость естественным образом влияют на способность к обучению. И как итог, у преподавателей есть неоспоримый повод, чтобы уверенно предположить наличие задержки психического развития.

Самая чувствительная зона звуковика — уши. Громкие голоса, ссоры, скандалы, несущие негативный смысл — всё то, что воздействует на его тонкий и чувствительный слух, ранит и его психику. Идёт постепенное отмирание нейронных связей в головном мозге, отвечающих за восприятие информации и обучение. Все это разрушительно влияет и на развитие в целом. Чтобы уменьшить травму слухового восприятия, включается инстинкт самосохранения, и ребенок все чаще уходит в себя, в свои мысли, становясь ещё более безучастным и отчуждённым. Люди со стороны воспринимают его менее чувствительным к раздражителям окружающего мира. Такое состояние можно определить как дефицит внимания.

На самом деле с рождения дети со звуковым вектором наделены самым большим интеллектом. В условиях полной тишины они сосредотачиваются на своем внутреннем мире, но научившись сосредотачиваться на звуках снаружи, они развивают свой ум. И тогда в зрелом возрасте в таких головах будут рождаться гениальные идеи.

Абстрактный интеллект направляет на обретение той профессии, которая вполне соответствует качеству мышления. Давно отмечено, что многие гении немного чудаковаты, однако совершают открытия. Их идеи могут носить глобальный характер и способны вносить такие изменения в общество, которые будут двигать человечество в будущее.

Когда эти два вектора (кожный и звуковой) явно проявляются в одном ребёнке, ему вполне можно поставить «диагноз» СДВГ. Он то совершает быстрые, суетливые действия, то может сидеть тихо, бормоча что-то себе под нос, углубившись в свои мысли, почти не реагируя на звуки окружающего мира.

У взрослого человека сочетание кожного и звукового векторов в развитом состоянии дает определенную реализацию в обществе. Кожный звуковик – создатель идеи, её вдохновитель и распространитель. Он организует мероприятия, встречи, стимулирует себя к поиску всевозможных вариантов экономии сил, времени, ресурсов, что очень актуально в быстром современном мире. Убить в ребенке эти свойства, означает убить его будущее.

Поэтому детей с СДВГ нужно правильно адаптировать в обществе. Важно не усугубить состояние, подавляя природную подвижность и особенности внимания, что повлечёт за собой ещё более глубокие проблемы. Порой из-за собственной безграмотности родители сами загоняют своих детей в пропасть.

Когда понимаешь причины возникновения психологических проблем, получаешь способность в короткие сроки кардинально изменить ситуацию. Воспитание ребёнка со звуковым вектором — тяжелый труд, но очень благодарный, если учтены все его психические свойства. Осознанно развивая врождённые особенности ребёнка, родители дают ему возможность правильно реализоваться в жизни.

Что изменилось в нашей жизни после тренинга по СВП

Самое первое, что я почувствовала — это упавший с плеч груз вины, который давил своей тяжелой безысходностью. Я увидела вполне понятную причину такого состояния у ребёнка. Я правильно волновалась. Верно уже то, что я искала ответы.

«Он НОР-МАЛЬ-НЫЙ!» — прогремело у меня в голове в определённый момент, когда на очередной лекции по Системно-векторной психологии Юрий Бурлан говорил о задумчивых людях, любящих тишину, ночь и одиночество. Пришло понимание природных врождённых свойств: их нужно просто принять, осознать и ни в коем случае не ломать психику под общий стандарт воспитания детей. Я увидела в сыне совершенно иные стороны, положительные качества и способности, которые раньше воспринимала за слабость и недостатки. Увидела обратную сторону медали.

Оказалось, очень просто понять его потребность в тишине и отсутствии громких резких звуков. У него исключительный музыкальный слух. Уже не нужно повышать голос, чтобы донести до него свою мысль. Поводом для сосредоточения мысли стала игра в шахматы. Очень даже результативно. По словам тренера, ребёнок освоил шахматные позиции, которые другие игроки осваивают за год, два, всего за один месяц. Сын с гордостью приносит грамоты за второй разряд. Недавно победил даже одиннадцатиклассника.

Больше нет надобности давить на него, заставлять делать непосильный для него объём работы по школьным заданиям. Если распределить дозированно все заданные предметы, то можно многое выполнить верно и аккуратно. Возможность потратить скопившуюся естественную энергию ребёнку приносит облегчение и пользу. В этом нам помогает плавание.

Самым удивительным и желанным моментом, доказывающим эффективность применения знаний по Системно-векторной психологии было то, что на очередной психолого-медико-педагогической комиссии ему было отказано в рекомендации для перевода на индивидуальное обучение. Справка гласила: «Рекомендовано обучение по общей программе в облегчённом режиме (с одним дополнительным выходным днём)».

Теперь он учится со всеми детьми в классе, пробует взаимодействовать в коллективе. Безошибочно читает наизусть стихи, выученные накануне буквально за час. Без особого стеснения выходит к доске отвечать устные задания. Вслушивается в речь учительницы, наблюдает за общением одноклассников, пытается завести приятельские отношения. Отметки в журнале напротив его фамилии не только радуют его и меня, но и несколько удивляют педагогов, которые ещё совсем недавно видели в нём неспособного, слабого ученика.

У меня больше нет беспокойства за будущее ребёнка! Есть уверенность в том, что продолжая двигаться в том же направлении, принимая его отличительные особенности за норму, осознавая его врождённый векторальный набор, помогая ребёнку адаптироваться к окружающему миру, таким, каков он есть, я дам ему возможность вырасти гармоничным и психически здоровым.

Сложно представить, как складывалась бы наша жизнь, если бы я не познакомилась с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана, позволяющей познать, понять все тонкости психики ребёнка и даже предугадать его жизненный сценарий.

Написано с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Галина Поддубная

5 комментариев Оставить комментарий
  • Виктория

    Галина, каждый раз радуюсь вашим результатам. Уверенна, что многие мамы найдут ответ в системно-векторной психологии Юрия Бурлана, и будут просто понимать своих детей, не калеча их психкику.

  • Иван

    Еще раз убеждаюсь, что только родители могут помочь своему ребенку. Надежда только на них. Галина, спасибо что рассказали про эту выдуманную медиками болезнь.

  • Наталья

    «Мамочка, да что вы переживаете? Отдайте его в детский дом. Потом родите ещё, нормального…» до слез пробивают подобные слова

  • Наталья

    Удивительное понятие, вернее диагноз — СДВГ, и не знала о таком. Ведь не сведущий родитель может напугаться и начать лечить ребенка, быть может. Как легко становится жить, когда ты свободен от таких вещей и сам можешь понять ребенка, а не вестись на диагнозы. Спасибо, Галина, интересный материал!

  • Kaernk

    Вот у меня такая же ерунда. На самом деле, ерунда. Особенно, если знаешь, откуда ноги растут и что делать.
    А еще, при неправильном подходе, КЗв — кандидаты на получение параноидной шизофрении:(

Оставить комментарий