Системно векторная психология. Самое главное

Что самое главное в жизни? Вопрос о самом главном – это вопрос о том, как человеку достичь ощущения состоятельности его жизни. Но вопрос этот настолько затерт, заезжен, что кажется нам бросовым, пустяковым.

Системно векторная психология об обществе потребления

Системно векторная психология об обществе потребления

В целом сложно оценивать, но хотя бы в отдельно взятой жизни есть вещи, которые можно выделить на общем фоне. Вот только нашему пониманию того, что есть хорошо, всегда противоречат представления других людей.

Отмахнуться («Ну что с ним, дурачком, говорить, если он не понимает?») получается не всегда. Причем представления эти не ограничены идейными формами (анархия, нацизм, капитализм, …изм), а предстают пред нами в виде личных мнений – то есть словно бы не требуют особенных доказательств.

И в этой какофонии мнений, которая в интернете превращается в сплошной информационный шум, нам нужно каким-то образом понять, что такое состоятельность, и как нам иметь удовольствие от жизни.

Системно векторная психология о том, как мы «стравливаем» свои нехватки

Каждый человек существует по принципу наслаждения: в каждый следующий момент жизни он стремится больше радоваться и меньше страдать.

Системно векторная психология о крысиных бегах

Системно векторная психология о крысиных бегах

В процессе развития – от рождения и до конца периода полового созревания – мы «ищем себя», познаем себя. Системно векторная психология позволяет осмыслить тонкости этого развития.

Иногда ребенок попадает в такие условия, которые раскрывают его потенциал, и он выходит в жизнь, способный адекватно выразить себя в обществе, получать наслаждение от самореализации.

Но, бывает, под давлением стрессовых факторов, или просто по вполне трагическому стечению обстоятельств ребенок не находит для себя социально приемлемого способа самовыражения и не может реализовать себя. Тем не менее, от своих желаний мы не свободны, не вольны просто так аннулировать накапливаемые пустоты – они требуют выражения в действии.

В крайних случаях мы имеем дело с маргинальными проявлениями. Но чаще, чтобы не страдать, снять стресс, человек находит способ «стравливать» свои пустоты. Индустрия развлечений к вашим услугам.

Через призму системно векторной психологии мы видим, что те, у кого не реализован кожный вектор, кто тоскует по ритму, движению, переменам, тот «стравливает» свои нехватки в ночных клубах, бесконечной череде любовниц и алкоголе.

У анальных звуковиков тот же процесс происходит иначе. Анальный звуковик догадывается о своей интеллектуальной несостоятельности? Тогда он будет накапливать тонны пустой информации и поучать, поучать, поучать, пытаясь предъявить товарищам, сколько всего по форме умного, а по сути бесполезного хранится в его золотой, но бесполезной голове.

Способов «стравить» нехватки, заглушить их – много, но суть одна: «Суета сует, все суета». К развлечениям человека влечет, но переживания, которые они дают – очень ограниченны. Вся эта маета хотя и обещает, но не дает ощущения состоятельности жизни, ощущения ее наполненности, осмысленности.

И сколько будем пытаться обустроиться в жизни вот таким способом, всегда будем иметь смутную ли догадку, явную ли мысль, что жизнь происходит не с нами, а где-то в другом месте.

Системно векторная психология о счастье

Системно векторная психология о счастье

Системно векторная психология об особенностях современных поколений

Прошлые поколения хорошо знали голод и войны – угрозы из внешнего мира и страх заставляли людей объединять усилия и работать сообща.

Угроза всегда присутствовала во внешнем мире, сегодня мы ее устранили. Мы привыкли понимать, что опасность – это атомная бомба, или другой человек или хотя бы хищник, то есть часть внешнего по отношению к нам мира. Угрозу новейшего времени впервые обозначил предтеча системно векторной психологии – К.Г. Юнг: «Психика – вот величайшая опасность».

Мы хотим обеспечить свое частное счастье внутри общества – у нас есть собственные, частные нехватки, которые мы желаем насытить прежде всего остального. Только не знаем как. Кажется, что знаем, но слишком часто не выходит; как бы ни старались – ошибаемся в расчетах. Хотя в этом, наверное, нашей вины никакой и нет, но от этого не легче.

Но мы не ждем подвоха от самих себя, от естественных для нас желаний, это наша данность – разве можно сомневаться в самом естестве? Только в культуре мы соглашаемся дать право на существование другому миропониманию, но по правде оно для нас иллюзорно, в отличие от собственных ощущений. Культура же, как видно из обычного человеческого опыта – вещь чрезвычайно тонкая, податливая, преодолимая.

Системно векторная психология показывает, что культура – это вторичная система ограничений первичных позывов. Если проще – это ограничение неприязни.

Для нас естественно относить свои нехватки к внешнему миру, то есть, причину собственных страданий, недовольств видеть в обществе, в людях – и выражать к ним свои претензии. Взаимная неприязнь заложена в нас с самого начала. Повод для ее выражения находится всегда. Кругом ведь полно отвратительных личностей, отравляющих нашу жизнь своим присутствием.

Ранний человек, ощутив ближнего в добавочной (над-животной) нехватке, возненавидел его. Очень привычно понимать, что ненависть – это яркая эмоция. Но у ранних людей ненависть не была эмоциональной.

Понятия либидо и мортидо стали употребляться почти сто лет назад. Системно векторная психология расширяет и углубляет их. Перед человеком поставлены две задачи – выжить и продолжить себя следующими поколениями. Это – наши основополагающие желания. Но как их реализовать? Рассмотрим на примере добавочного влечения к пище:

Совместно добыть пищу – значит жить. Реализуя либидо, ранние люди охотились. А в мортидо испытывали желание убить и съесть ближнего, что в масштабах группы значило пойти на самоистребление. Одно и то же желание – набить брюхо – но направленное вовнутрь группы или наружу, обретает диаметрально противоположные значения, которые и называются – либидо и мортидо.

Системно векторная психология об особенностях современных поколений

Системно векторная психология об особенностях современных поколений

И, хотя каждый явно ощущал свою зависимость от других, всегда требовались большие усилия, чтобы как-то справиться со страстью к самоистреблению, ограничить ее, направить куда угодно, только не в общество. Развитие культуры, институтов традиций, закона, власти, постоянные войны нужны были, чтобы мы могли жить хотя бы в обособленных группах – чтобы мы могли выжить во что бы то ни стало.

Для человека, ощущающего себя личностью отдельной от общества – для современного человека – вопрос пищи более не актуален. Но есть другие желания, проявляющие себя по описанному выше принципу. Никто не хочет зла – даже убийца или педофил.

Системно векторная психология наглядно показывает механизмы раскрытия наших желаний. Наши желания мы всегда оправдываем, изнутри они всегда имеют позитивный эмоциональный окрас. Но они обретают свое настоящее значение только в масштабах группы – только относительно общества мы можем точно сказать, что есть добро и что есть зло, что есть жизнь и что есть самоистребление, то есть ненависть.

Системно векторная психология о справедливости

Человек – существо социальное от начала и до конца. Это утверждение лежит в самой основе системно векторной психологии. Даже самый инфантильный и эгоцентричный, культурно дегенерировавший звуковик, не желающий в упор замечать окружающую действительность, имеет как минимум телесные потребности, которые можно обеспечивать только в цивилизации (прислуга, или хотя бы мамка с папкой должны носить «ам-ам»).

Системно векторная психология о справедливости

Системно векторная психология о справедливости

Вся наша жизнь – это мир внутри и мир снаружи, а самая значительная часть внешнего мира – это другие люди, так или иначе, в лучшем или в худшем для нас смысле. Мы все стремимся достичь пускай относительного, но равновесия между внутренним и внешним – между собственными желаниями и желаниями других людей.

Умение ориентироваться по звездам нам сегодня ни к чему. Но ориентироваться в человеческом обществе нам жизненно необходимо: не в степи живем, и не в деревне – в густонаселенных городах.

Системно векторная психология показывает, что западная цивилизация устроена по кожному типу (в Европе и США – кожный менталитет), там общество потребления адекватно себя проявляет. Их потребление уравновешено веками отработанной в мироощущении системой ограничений – законом. Закон защищает человека – человек соблюдает закон. Выражение «твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека» — об этом. Закон говорит: «твое – это твое, а мое – это мое», и создает дистанцию между людьми.

В России же ситуация кардинально иная. В нашем уретрально-мышечном менталитете люди не ощущают внутренней потребности в законе, не руководствуются им. Так сложилось, что ощущение безопасности, равновесия с внешним миром и его угрозами мы получали иначе.

Как раскрывает системно векторная психология, уретральный вектор – один из трех доминантных (наряду с обонятельным и звуковым). Каждому вектору соответствует видовая роль – функция, исполнение которой заложено в человеке устройством его психики, как потенциал. Видовая роль в уретральном векторе – вождь, ни много ни мало.

Уретральный вектор – единственный, в котором желание получать наслаждение имеет форму отдачи – форму животного альтруизма. Реализуя справедливость для всех, уретральник реализует себя, рядом с ним мы получаем ощущение безопасности даже перед лицом самого главного источника всех бед – перед днем завтрашним, перед будущим.

В России ищут справедливости – ее реализация по принципу «справедливость для всех», является первоосновой нашего общества, она есть наш гарант.

Кроме того, для русских людей естественна максимальная плотность социальных связей – мы хотим быть ближе, а не дальше – у нас даже профессиональные связи выстраиваются поверх личных (все вопросы решаются «в баньке»). Мне хорошо – и «я» всех люблю. А если плохо – так пусть все знают, как «я» их ненавижу. Это и есть пресловутая искренность.

Для западного мира потребление абсолютно естественно. У нас оно принимает уродливые формы картонного успеха, где упаковка полностью подменяет содержание, где главное – это предъявить социальный ранг соответствующими атрибутами.

Как легко показывает системно векторная психология, наш менталитет предполагает иерархичную организацию общества. Для нас естественно ранжироваться между собой, а в направлении потребительских ценностей, в отсутствии других ориентиров, мы предъявляем свое положение в обществе, демонстрируя имущественное превосходство. Так выясняем, кто из тысячи орангутангов прямоходящих – самый доминантный. Ну а тем, кто пока не «самый», очень приятно похохотать над опущенным лишенцем – лохом и неудачником, даже если это гениальный физик.

Веками мы обходились фактически без законов (указами). Наш менталитет, раскрытый 100 лет назад в идеях социализма, впервые выразил себя уникальной социальной формацией – Советским Союзом, где реализацией справедливости были заняты все – коллективно.

Нельзя вернуть прошлое, но именно Союз (особенно ранний), ныне с упоением поливаемый отборными «помоями», является доказательством того, что русское общество может быть не просто состоятельным, а самым эффективным в мире.

Системно векторная психология о потреблении

Системно векторная психология о потреблении 

Наши коллективные амбиции и ожидания в современном объеме выполнимы, только когда вынесены наружу, когда связаны с общественным, а не частным – тогда они не только имеют физическую возможность быть воплощенными в жизнь, а становятся совершенно адекватными.

Справедливость невозможно получить – ее можно только отдать. Не потому, что с нами не могут поступить справедливо, а потому, что ощущение состоятельности жизни мы, русские люди, можем получить, только реализуя справедливость для других – не по-мелкому, а с размахом, коллективно.

Системно векторная психология о следующих поколениях

Каждый человек в молодости проходит через ощущение предвкушения счастья. «Пускай у кого-то жизнь не заладилась, но у меня-то все будет хорошо»

Молодое поколение – рожденные в 90е и позже – особенное, имеет большой разрыв в миропонимании даже с ближайшими к ним людьми – с родителями.

Как бы родители ни старались, они не могут закрыть ребенку глаза и уши, а лет с 12-ти он уже начинает брать ответственность за свою жизнь – «своевольничать». И он понимает, что не хочет жить, как его родители, даже если питает к ним самые добрые чувства – родители «не в теме», то есть не имеют тех желаний и ощущений, которые есть у него.

Без знаний системно векторной психологии этот период становится для абсолютного большинства родителей периодом настоящей пытки. Все мы слышали что-то о гормональных изменениях, но когда ты сталкиваешься с этим сам – все знания улетучиваются в неизвестном направлении. В итоге можно «очень качественно» испортить жизнь себе и ребенку.

Родители росли во дворе, а эти ребята растут в Интернете. Хотя мы привыкли понимать, что компьютер – это виртуальность, то есть реальность понарошку, появление интернета вносит серьезные коррективы в процесс становления личности.

Системно векторная психология наглядно показывает, почему именно в этом поколении особенно ярко выражен тренд развлечений. Сложившийся стереотипный ряд диктует такой способ реализации своего времени и сил – развлекаться, а по мере пресыщения прежними увеселителями, искать новых, следующих. При этом совершенно не остается никакого места для здоровой увлеченности, а учеба и работа часто становятся необходимым злом – субъективно, конечно же.

На языке системно векторной психологии, все это поколение остается внутри себя, не выходит наружу в своих свойствах и желаниях – не видит связи между собой и внешним миром, то есть обществом. Особую окраску это приобретает именно в российском обществе, в котором царит архетипичный кожный вектор.

Системно векторная психология о следующих поколениях

Системно векторная психология о следующих поколениях

Системно векторная психология об особенностях адаптации российского ландшафта

Если все куплено-продано, занято «сынками» и «братками», то какой смысл «мне» пытаться что-то изменить? Ведь у «меня» — ни денег, ни связей – «я» не чувствую, что могу что-то принести в общество, не ощущаю, что от моей жизни что-то зависит. Все, на что хватает «моей» мысли – это постараться как-то устроиться самому (в отдельных случаях – на диване в уединении).

Новое понимание состоятельности – успешности, взятое, естественно, из западной цивилизации, лидирующей в мире потребления, но переведенное на наши родные смысловые ряды, оказывается тяжелой ношей для русских ребят.

Почти каждый из них понимает, что никогда не будет в его жизни ни яхты, как у Абрамовича, ни длинноногой и пышногрудой невесты с золотыми волосами, ни квартиры в одной из элитных столичных новостроек. Не будет всего того, что выставляется на всеобщее обозрение, как социальный ориентир. А со стороны ведь кажется, что именно вся эта атрибутика должна сделать человека счастливым – состоятельным.

Какой-нибудь «счастливчик» пользуется имеющимися в его распоряжении возможностями. Кто-то принимается отрицать потребление, но с тем же успехом можно плевать в лицо ветру, ведь потребительские ценности и желания понятны всем, и, декларируя их отрицание, человек вынужден бесконечно оправдываться перед собой и другими.

У кого-то возникает идея свалить «в цивилизацию» – подальше от ужаса и давления русского общества, туда, где нам обещают возможность состояться. Но мы ведь не можем переехать всем скопом, даже если это того стоит.

Наши дети – наше будущее. И они – наш самый большой риск, наша угроза распада. Они не виноваты – каждую следующую минуту они делают лучший выбор из тех вариантов, что доступны их пониманию.

Лучший выбор из тех, что предлагает современный мир – это стремление к успеху. Какая-то часть людей способна состояться в этом направлении, но абсолютное большинство, без понимания своей внутренней природы – никогда.

Статья написана по материалам тренинга по Системно векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор: Виктор Юрчик

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
12 комментариев Оставить комментарий
  • Dmitry Patrin

    Беру цитату: «Стравливать нехватки!» и смею продолжить,
    что большинство именно стравливает нехватки, сначала, через свои «запасные шлюзы», затем, эти шлюзы становятся основными и стравливают вместе с нехватками всю свою жизнь…

  • Yuliya

    Теория теорией.. так а что же делать.. как жить находясь в вечном конфликте с собой и окружающими.

  • Ольга Чугурян

    Изменения начинают происходить незаметно, но неуклонно. Когда вы понимаете внутренние свойства людей, они перестают вызывать у вас раздражение и непонимание, таким образом уходит неприязнь к ним. Одновременно с тем как ваше отношение к людям меняется, и с их отношением к вам происходит тоже самое. Потому что они чувствуют, что от вас не исходит этой самой неприязни, а есть внутреннее понимание каждого отдельного человека. Конфликт рассасывается сам собой.

  • Елена Шаповал

    Человечество развило свои запросы в материальном до небывалого уровня. Только и делаем, что потребляем. Просто в странах постсоветского пространства вынужденное экономикой и политикой ограничение этого потребления. Но только появляется такая возможность — потребляем в три горла. Три палки колбасы в одно горло не влазят, а если у кого и влезут, то Природа неизбежно отберет лишнее. очень классная статья! Браво автору!

  • Татьяна Сарана

    Да,Елена ,действительно,много полезного узнаешь из статьи.Живешь,работаешь ,общаешься и очевидные вещи порой не замечаешь.

  • Елена Шаповал

    Размах общества потребления иногда до доходит до абсурда. Интересно, насколько более счастливым чувствует себя человек, восседающий на золотом унитазе, инкрустированном каменьями? И видит ли он окружающую его действительность с миллионами детей, страдающими от элементарных нехваток материльного минимума, с высоты своего унитазного трона?

  • Ashhen Gudkova

    Все перевернуто с ног на голову в приоритетах, которые выставляет общество… причем не такое далекое- это уже на подкорке… вшито в программу! Привыкли жить так- ненавистная работа, ради желанного отпуска, ради новых шмоток, машин, развлечений, всего, что поднимает статус и создает впечатление успеха. А желанного ощущения счастья нет! Вот вроде много ругают общество потребления, все согласны, а что и как менять- непонятно, так как привыкли жить по другой схеме… вообще по схеме! Зачем думать-то, это все лишнее… Вот и остается только заглушать, забивать безмерно растущие желания, как черная дыра ненасытная. А радость приносит совсем другое! Сбалансированное состояние, которое ты способен обеспечить себе своими действиями, согласно своим желаниям…

  • Елена Шаповал

    Ашхен, когда-то в одной из очередных штудируемых мною эзотерических практик был такой тест — быстро, не обдумывая написать 10 моих самых заветных желаний, причем они должны быть конкретными. Поверите, я не смогла пройти этот тест. В голову лезло только материальное, но все оно не казалось мне заветным. ))) Я просто целый день ходила и думала про эти свои заветные желания,но так и не придумала ничего. Потом плюнула на эту практику, как на не работающую, и пошла искать новую. Так до системно-векторной психологии пока не дошла, не могла определить свои заветные желания. А здесь все так сразу и нашлось. Ведь, если разобраться, то только о наших желаниях в СВП и идет речь.

  • Аnastasiia Kaprelova

    Грустно видеть недоразвитых и/или недореализованных людей повсюду. Так и хочется кричать:»Ребята, живо все на тренинг! Это же самобичевание — так жить!»

  • Татьяна Сарана

    Многие застряли в своих проблемах и списывают на любое оправдание. Кто говорит о карме, кто валит всё на горькую судьбу, о себе бездеятельном не задумываются. Ждут манны небесной.)

  • Ектерина Б.

    Как хорошо описано в статье, что главное не прогадать и «в погоне за миллионами, не потерять то малое и самое дорогое что у нас есть»…..или ещё хуже «потерять самих себя», всё что нам на самом деле даёт реализацию нам и позволяет так же развиться нашим детям.

  • Аnastasiia Kaprelova

    Многие… Не будем обманываться, такими же были не так давно и мы с Вами.

Оставить комментарий