«Тетрадь Смерти» — культовая японская манга, придуманная Цугуми Обой и нарисованная Такэси Обатой. Автор ставит под сомнение идею гуманизма о ненасилии и в основе сюжета поднимает философский вопрос: «Можно ли добиться блага путем убийства?» Он создает мир, в котором его персонаж получает возможность безнаказанно «карать» на свое усмотрение людей ради блага других. И рассматривает последствия таких действий, мотивы убийцы, реакцию общественности.
Впервые я наткнулась на мангу «Тетрадь Смерти», когда та была на пике популярности. Если бы меня спросили тогда, почему я не могу оторваться от экрана, я бы сослалась на неординарную задумку и закрученный сюжет.
Но только после тренинга «Системно-векторная психология» я действительно смогла по достоинству оценить всю глубину этого произведения, которое на первый взгляд не имеет ничего общего с реальным миром. А вот есть ли в нем что-то, кроме фантазии несомненно гениального Цугуми Оба, судить вам.
Конечно, не стоит забывать, что это выдумка и персонаж не может быть полностью системным. Часто он оказывается в неестественных ситуациях и принимает нехарактерные для него решения. Поэтому перед нами не стоит задача разобрать его «по кирпичикам», то есть определить его векторальный набор. Мы заглянем в саму суть, ведь автор никак не меньше создал прототип самого Гитлера.
Но обо всем по порядку.
Часть первая. Знакомьтесь, Ягами Лайт
Ягами Лайт — лучший ученик Японии. Ему нет равных ни в чем: будь то английский или математика. Он — великолепный спортсмен, любимчик родителей и учителей, пользуется успехом у девушек. Он всегда одет с иголочки, чистый, аккуратный, опрятный.
Он много занимается для того, чтобы поступить в университет, но учеба дается ему без усилий.
Его отец — полицейский, который борется со все возрастающей в Японии преступностью, и Ягами мечтает пойти по его стопам. Каждый день сводки новостей передают о все новых и новых преступлениях: то и дело кого-то убивают, насилуют, грабят, берут в заложники.
Это не дает покоя Ягами Лайту, который обладает обостренным чувством справедливости. В его голове зарождается идея: «Этот мир прогнил. Я хочу его ОЧИСТИТЬ».
В его руки курьезным образом попадает оружие массового поражения — с виду не более чем обычная школьная тетрадь. Ее обронил синигами — бог смерти японской мифологии — и даже угодливо приложил к ней инструкцию по применению.
Итак, человек, чье имя будет записано в тетрадь, — умрет. Также могут быть указаны всевозможные обстоятельства смерти: будь то время, место или действия жертвы непосредственно перед кончиной.
Ягами, конечно же, не мог пройти мимо такой возможности. Он проверяет подлинность тетрадки различными способами и каждый день методично записывает в нее имена преступников. Он уже поглощен идеей. Он хочет создать новый, «чистый» мир, без преступности, где ОН будет БОГОМ.
Ягами Лайт — анально-кожный звуковик.
Только анальный человек оперирует понятиями «чистого» и «грязного». В развитом состоянии он не пропустит темное пятнышко на белой скатерти и не успокоится, пока не избавится от оного. В зависимости от состояния этого вектора он может видеть их всюду и стремиться очистить.
Такие люди очень любят чистоту и порядок. Они вовремя гладят свои рубашки, начищают до блеска ботинки. Они самые лучшие и прилежные в мире ученики, потому что в них заложено желание и способность сохранять и передавать опыт прошлых поколений будущим. Иначе говоря, хорошая память, ответственность, усидчивость — неотъемлемые качества анального человека в развитом состоянии.
Их отличает особенное чувство справедливости как к себе, так и к другим.
Большую роль в судьбе любого анального человека играет наличие обиды, которая, помноженная на идею в звуке, может принять колоссальные масштабы.
Так, Гитлер, имея обиду на свою мать-еврейку, принялся очищать мир от евреев.
А. Брейвик и Дж. Химейер, очевидно, имели схожие проблемы и также несли в себе негативный анально-звуковой жизненный сценарий.
Звуковики — люди со своей совершенно особенной ролью. Звук — это всегда вызов Богу. Даже если звуковик выбирает профессию кардиохирурга, он бессознательно пытается поставить себя на его место. «Вот Бог решил наказать этого пациента разрывом сердца, а я пересажу ему другое — и тот будет жить вопреки воли Божьей».
Все звуковики — эгоцентрики. Они считают себя выше остальных людей, и не зря — ведь каждый из них потенциальный гений. Ни одно гениальное произведение, ни одно гениальное открытие — от симфонии № 5 до теории относительности — не было сделано человеком без звукового вектора.
Из-за особенностей психики они с трудом воспринимают окружающий мир. В нездоровых состояниях звука они полностью перестают понимать реальность происходящего, заболевают шизофренией, морально деградируют и способны на самые ужасные вещи. Даже для здорового звуковика Идея превыше всего. Ради Идеи он пойдет на любые жертвы, даже человеческие — нет в звуке такой ценности, как человеческая жизнь.
«Тетрадь смерти» — есть аналог той самой заветной «Красной Кнопки», о которой мечтает каждый звуковик.
Часть вторая. Кира и Л
«Если обстоятельства смерти не указываются, жертва умирает от сердечного приступа» — то правило, которое нравится Ягами больше всего. Для него очень важно иметь свой почерк. Он хочет, чтобы люди знали, что пришел их «спаситель», который избавит их от преступности и на земле наконец воцарится мир, гармония и спокойствие.
У него быстро появляются сторонники: пока они лишь анонимно высказываются в интернете, создают сайты в его поддержку. Они и придумывают ему псевдоним Кира (от killer).
Но, как известно, на каждое действие находится противодействие. ООН не дремлет, правительство обеспокоено. Да, Кира истребляет преступность, но имеет ли он на это право? Ведь в конечном итоге единственным преступником, который останется на Земле, будет сам Кира.
Тут-то и появляется некто под псевдонимом Л и обещает поймать Киру. Л — его антипод, гениальный сыщик, который действительно борется с преступностью. Он тот, кем мог бы стать сам Ягами, если бы его развитие пошло по другому пути.
С этого момента и начинается противостояние двух личностей. Едва ли все перипетии этой битвы могут быть описаны в рамках этой статьи, скажу лишь, что речь не идет о физической борьбе.
Восходя на олимп славы, Кира не останавливается ни перед чем: он использует друзей, знакомых, родных и близких, идет на любые жертвы и убивает людей, которые не совершали преступлений, и в конечном итоге становится причиной гибели собственного отца, который также замешан в расследовании дела Киры.
Ягами хочет владеть, управлять, иметь власть. У него гибкая, изворотливая психика, он способен подчинять и подчиняться, действует согласно своим собственным понятиям о пользе и выгоде. Кира мечтает по-кожному контролировать людей во имя своей звуковой Идеи и вершить собственное анальное правосудие.
Л — здоровый звуковик, развитый, в отличие от Ягами. Он также обладает незаурядным умом и поэтому может противостоять Кире.
Часть третья. Кира II
Миса — красивая блондиночка-модель, которая снимается для подросткового журнала. Она уже добилась некоторой известности, несмотря на свои скромные умственные способности. Примечательно, что Миса обожает атрибутику смерти и одевается, так скажем, «готишненько».
Однако нашу с вами героиню преследуют неприятности. Как-то раз, прогуливаясь в одиночестве по ночному Токио, в темном переулке она встречает незнакомца с ножом. Еще бы чуть-чуть, и он бы перерезал изящную шейку Мисы, но ее неожиданно спасает чудо: потенциальный убийца погибает тут же на месте от сердечного приступа.
Оказывается, феромоны нашей героини охомутали не только некоторую часть мужского населения Японии, но и другого Бога смерти, который наблюдал за ней из своего мира. К сожалению, записывая имя несостоявшегося убийцы в тетрадь, последний погибает и еще одна тетрадь попадает в мир людей и переходит к Мисе.
Интересно, что с этого момента начинаются самые большие неприятности Ягами. Если бы не Миса, возможно, Л так бы никогда и не нашел Киру.
По некоторым причинам Миса решает «продолжить дело Киры I», она ищет встречи с ним. Конечно, она не знает настоящего Киру и по глупости совершает несколько непоправимых ошибок. В конечном счете ее цель — присоединиться к Ягами и действовать уже далее по его указанию.
Лишь только увидев его, она влюбляется и безропотно исполняет все его желания. Он же хладнокровно использует ее для достижения своих целей.
Следует сказать, что таких девочек в жизни Лайта будет несколько. Другая — красивая, интеллигентная телеведущая будет непосредственно представлять его интересы на телевидении.
Очевидно, что Миса — кожно-зрительная самка с неразвитым зрительным вектором в состоянии страха. Зрительный вектор — это всегда огромная эмоциональная амплитуда, которая требует наполнения. В развитом состоянии она наполняется любовью, в неразвитом — страхом. Такой человек будет бессознательно искать себе повод «испугаться». Будет бродить по лесопосадкам ночью (где, конечно же, найдет себе неприятностей), смотреть фильмы ужасов и даже одеваться соответственно: носить темные, часто броские и открытые одежды, атрибутику смерти.
Она «встрашается» в Ягами. Кто, как не самый известный убийца в Японии, может до предела раскачать ее эмоциональную амплитуду? Миса слепо следует за Ягами и выполняет все его указания. Она, как любая неразвитая зрительница, бездумно идет за идеей, не разбирая, здравая она или нет.
В свою очередь, для кожного Ягами она и инструмент, который можно использовать, и доказательство ранга, которого он хочет достичь — стать вождем.
Дело в том, что кожно-зрительные девочки издревле составляли пару исключительно вождю — уретральнику. Кожник, который хочет занять такое желанное место «вождя», будет искать себе такую самку, чтобы тем самым подтвердить свой ранг.
Неразвитые кожно-зрительные девушки очень часто выбирают себе профессии, к примеру, моделей. Они любят демонстрировать свое тело публике, провоцировать внимание к себе. И у них это отлично получается! Ведь они единственные из женщин, кто отпускают феромоны всем, потому-то их и хотят абсолютно все мужчины.
Итог
В конце концов Кира терпит фиаско. Он добивается многого. Его поддерживают политики, его сторонники более не скрывают своих лиц. Телеканалы передают его «волю» народу, ему подчиняются. Сам Л, увы, не смог с ним справиться, лишь только его преемники. Ценой невероятных усилий и больших жертв Кира был уничтожен.
Несомненно, произведение отражает как самого автора, так и его желания и фантазии. Сюжет никогда не был бы настолько системным без привязки к реальной жизни. Автор, несомненно, звуковик, который выдумал условия для реализации мечты о «Красной Кнопке», которая характерна для любого звукового человека. Однако Цугуми Оба — развитый звуковик, который понимает, что нет будущего у подобной идеи, и конец произведения тому явное подтверждение.
Ягами без разбору косил всех преступников, не вникая в ситуацию каждого отдельного человека. Он хотел занять место Бога и вершить свое собственное правосудие, что и привело его к такому концу. Как и всех подобных ему… история знает примеры.
Корректор: Веронника Бриггида
хм а разве L без обоняния?
речь идет о чьей-то фантазии, а не о реальных персонажах
Герои- создание звуко-зрительного автора, поэтому об их векторах говорить с такой точностью неправомерно
Потрясающая манга и аниме! Совершеннейший пример того, как автор нашел, почувствовал главных героев в себе, поставил в ситуацию, «отпустил» их жить, и наблюдал, чем это все закончится.
всегда меня удивляли люди, которые это смотрят. Манга.. недетские мультики с какими-то витиеватыми смыслами и кучей пугающих картинок.
Ну, прям-таки пугающих) Есть оочень добрые и совсем не страшные)
Я тоже.. Наверное, это одно из лучших аниме, особенно, если смотреть с точки зрения свп
Не знаю, как остальные, но лично я поддерживаю идеи Киры. Он умён, мудр и справедлив. Я бы поступил аналогично…
После таких статей обожаю аниме ещё больше! Понимаю героев и автора изнутри.
Да, чего только не придумают звуко-зрительные… Автор пишет: «Тетрадь смерти – есть аналог той самой заветной «Красной Кнопки», о которой мечтает каждый звуковик.-» И далле по тексту об этом же:»
Автор – несомненно, звуковик, который выдумал условия для реализации
мечты о «Красной Кнопке», которая характерна для любого звукового
человека.» Вот с эти не могу согласиться. Этого хотят только не очень развитые звуковики или развитые, но находящиеся в стрессе. У меня есть звук, но никогда даже мысли не было о том, чтобы уничтожить даже одного человека, не то, что весь мир. Я всегда понимала, что все мои проблемы — это мои недостатки. Конечно, иногда казалось, что есть люди, виноватые в моих бедах. Но это только подталкивало меня к поиску ответа на вопрос: «Кто я?» В системно-векторной психологии я, наконец, нашла ответ на этот главный вопрос моей жизни. У меня достаточно хорошо развит звуковой вектор. Теперь понимаю, что большую роль в его развитии сыграло увлечение фантастикой в детстве и поэзий в юности.
Любое художественное произведение рассказывает в первую очередь о его авторе. Этот мультик не исключение.
Да, жизнь в потусторонних и нереальных мирах, это наше любимое, звуковое. Как что, так мы там уже витаем-обитаем и мёдом не маж, а только кашкей или кефирчиком, ну или шоколадками нас подкармливай, чтобы тело наше «держалось» в этом мире, а мы в иех мирах, всю остальную жизнь проведём и таких вам мультиков напридумаем )))) А так если ещё и зрение, точно Манга и т.д. Мультаки высшего разряда, с гениальной идеей перемен общества, ну или его уничтожения, на худой конец.
Спасибо музыкальной школе и развито-реализованному зрительному вектору моей мамы, что моя фантазия рисует совсем другие образы.