Вечерами, когда не знаешь, чем себя занять, хочется посмотреть что-нибудь впечатляющее. Наш взгляд привлекает интригующее название и красочный, зловещий, многообещающий постер хоррора. И вот мы уже в темной комнате, под одеялом, делаем звук погромче и начинаем наслаждаться просмотром выбранного ужастика.
Темнота помогает нам погрузиться в атмосферу фильма, а неожиданные звуки и зрелищные спецэффекты держат нас в напряжении до самого конца. Самый главный критерий оценки фильма ужасов – должно быть страшно: чем страшнее, тем лучше.
Современная киноиндустрия удовлетворяет любые запросы любителей хоррора. Есть спрос – есть и предложение. Зрители стремятся испытать страх, всплеск адреналина, который приносит им удовольствие. При просмотре таких фильмов они получают эмоциональную встряску, которой не хватает в жизни. События фильма не происходят в реальности и не могут причинить вред, и зрители осознают, что находятся в безопасности. Это придает особую сладость удовольствию от просмотра ужастика.
Между страхом и… любовью
Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что все наши фобии и страхи имеют один общий корень – страх смерти. Это — самая первая корневая эмоция человека. Фильмы ужасов создают, чтобы раскачать наш страх. На этом и развивается киноиндустрия хоррора.
Системно-векторная психология различает восемь наборов врожденных психических свойств – векторов – которые складываются различным образом и определяют все – от нашего характера до телосложения. В этой статье мы поговорим об обладателях зрительного вектора.
От рождения зрительным людям задан потенциал к развитию эмоциональности. Они обладают образным интеллектом, впечатлительностью и богатой фантазией. При этом от рождения каждый человек имеет неразвитые, архетипичные свойства психики. А развиваемся мы всегда в свою противоположность. В зрительном векторе первичен страх. Противоположная страху эмоция – любовь. Это всегда два в одном, как плюс и минус, где минус – это страх, а плюс – это любовь. Зрительник развивается, когда обучается выносить эмоцию страха за себя наружу, начинает бояться за другого, сопереживать ему.
При правильном развитии зрительник еще в детстве обучается выносить страх наружу. Однако бывают разные обстоятельства, из-за которых это не всегда удается. Тогда зрительник ищет способы наполнения своей эмоциональной амплитуды не в любви, а в страхах. И находит. Для кого-то таким наполнением становится именно просмотр фильмов ужасов.
Все фильмы ужасов призваны напугать зрителя, вселить в него чувство тревоги, создать напряжение от ожидания чего-то ужасного и страшного. Все это сопровождается яркими образами и звуковыми спецэффектами. И зрительный человек эмоционально переживает ситуацию, наблюдаемую в кино, будто она происходит в жизни.
Бывает и так, что зрительный вектор развит, но находится в состоянии стресса или не реализуется в полной мере. И тогда мы также можем наблюдать ситуацию, когда зрительная мама солидного возраста будет смотреть ужастики вместе со взрослым зрительным сыном, когда в доме по ТВ будут постоянно идти или сводки криминальных новостей, или «Битва экстрасенсов» и тому подобное. Казалось бы, не страшно, что люди увлекаются просмотром ужасов, они ведь не вредят никому. Никому, кроме самих себя.
Почему мы выбираем хоррор
При просмотре фильмов ужасов фиксация в зрительном векторе происходит на отрицательной эмоции, на страхе. Страх первичен. Мы неосознанно сами раскачиваем свой страх, просматривая фильмы ужасов. Причем, выбирая между драмой и ужастиком, выберем второй вариант. Потому что не знаем другого способа получить эмоциональную раскачку и наполнить свои желания в зрительном векторе.
На протяжении всего фильма у нас держится психологическое напряжение, которое достигается режиссером через чередование тихих и резких громких звуков, душераздирающих криков жертвы, от которых у нас стынет в жилах кровь и вырабатывается адреналин. В тишине нас сосредотачивают на ситуации, а потом пугают звуком. Если во время страшных сцен отключить звук – эффекта страха уже не будет. Через звук, а не через картинку идет прямое воздействие на нашу психику и «включает» страх.
Ужасы – это страх за себя, за свою жизнь. В зависимости от того, в каком состоянии находится наш зрительный вектор, мы выбираем, какие эмоции хотим испытать во время просмотра фильма – поплакать или как следует испугаться. Пощекотать свои нервы фильмом ужасов проще, чем развиваться и сопереживать. Ведь для сопереживания нужно приложить усилия.
Если мы не будем правильно направлять себя, то так и останемся в страхах, будем неосознанно раскачивать эмоции в минус и продолжать смотреть ужасы.
Ненаполненные любовью и сопереживанием зрительники часто верят в инопланетян, сглазы, порчу, венец безбрачия, фен-шуй, пытаясь таким образом получить хоть какое-то удовольствие от жизни. Имея от природы богатую фантазию, зрительные люди видят то, что хотят видеть и сами верят в это. Страх не выносится наружу, а остается внутри. Отсюда берут начало и страх темноты, и различные фобии, и пристрастие к фильмам ужасов.
Как получить больше удовольствия?
Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что от страхов можно легко избавиться, направив себя в нужное русло. Когда зрительник выходит в состояние сопереживания, сострадания к другим людям, то страхи постепенно начинают уходить. Наибольшая степень реализации зрительного вектора – это сострадание, сопереживание и любовь, когда жизнь другого человека становится для нас дороже нашей собственной жизни.
Развитый зрительник способен искренне переживать за другого человека, испытывать чужую радость или горе как свои собственные. И чем больше любви человек выносит наружу, тем больше отрыв от любого страха.
Вы сами можете проследить за подобными изменениями после просмотров фильмов на сопереживание, сочувствие главному герою. Сострадание и сопереживание другим людям противоположны страху смерти. Наполняя себя сопереживанием к другому, вы постепенно станете замечать в себе позитивные перемены. А самым эффективным способом вынесения страха наружу является волонтерская деятельность, при которой зрительный человек максимально реализует себя через проявление сочувствия и сопереживания к тем, о ком он заботится.
Применение знаний Системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволяет увидеть весь потенциал, скрытый в нас, и дает понимание, как реализовать себя согласно своей природе.
Узнать больше о векторах и их свойствах вы можете на бесплатных онлайн-тренингах по Системно-векторной психологии: http://www.yburlan.ru/training/
Статья написана по материалам тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Виктория Павлович, педагог
Любителям ужастиков стоит задуматься, что ничего хорошего для жизни и здоровья такое увлечение не приносит. На чужих страхах зарабатывают миллионы — все потому что живем в обществе потребления. Есть спрос — будет и предложение. Печально… (( А ведь зрительники не страхи должны вокруг себя распространять, а сострадание к другим людям и любовь. Насколько хорошей стала бы жизнь, если бы каждый из них понял свою задачу.