Как избавиться от страха выступать на сцене, перед людьми? С удовольствием разговариваю с одним человеком, но начинаю забывать текст, трясётся голос, хотя до этого прекрасно всё знала.
Когда речь идет о страхе сцены, невольно вспоминаются слова из фильма Альберта Хичкока: «Ты актриса, ты должна сыграть свою роль. На сцене ты должна быть спокойна». Перед каждым выступлением нам кажется, у нас есть понимание, что мы должны делать, но «к сожалению, в жизни мы имеем дело с фактами».
А факты говорят, что при каждом выходе на сцену мы ощущаем внутренний дискомфорт. Каждый раз нас сопровождает череда страхов. Наиболее частыми являются страхи перед людьми выглядеть смешно или опозориться.
Нередко выступление перед большой аудиторией является необходимостью, вопреки собственному желанию и в таком случае требуются еще большие усилия для преодоления собственных страхов. Страхи тормозят движение, блокируют мысли и чувства, препятствуют полноценному контакту с людьми.
Только одно делает исполнение мечты невозможным – страх неудачи
Пауль Коэльо
Накануне выступления у человека нередко возникает ряд вопросов относительно самого себя: «Как я выгляжу? Приятный ли у меня голос? Правильно ли я говорю? А вдруг допущу ошибку, что-нибудь перепутаю или забуду? Что обо мне подумают люди?». И, далее, «как же мне будет плохо, в случае неудачного выступления».
Чтобы выступление прошло успешно разные методики предлагают перед выступлением: медитировать, исключить из рациона кофеин, съесть шоколад, побольше смеяться, пожевать жевачку, чтобы расслабить челюсти, сделать ряд физических и дыхательных упражнений. Рекомендуют также представить, будто бы слушатели глупее вас и настраивать себя только на успех. Лучшая из всех рекомендаций – хорошо подготовиться, больше репетировать, не думать о плохом.
Следуя данным рекомендациям, но так и не избавившись от нарастающей тревоги, человек начинает судорожно искать, с кем можно разделить свой страх. На кого переложить груз ответственности в случае неудачного выступления. Сопровождает себя во время сценического выступления оберегами и амулетами, концентрируется на рекомендациях астрологов, утешается положительными прогнозами на текущий день.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана в обход всевозможным медитациям и аффирмациям рассматривает внутренние причины возникновения различных страхов и показывает источники их возникновения. Страхи в СВП отличаются в соответствии с нашими врожденными психотипами.
Страшно – значит опасно. Или. О тех, кто не имеет страха сцены
Для начала стоит сказать, что вы наверняка замечали, что есть люди, для которых страх смерти не свойствен вообще. Как показывает Системно-векторная психология, страх сцены абсолютно отсутствует у людей с врожденными свойствами уретрального либо орального вектора.
Так мысли человека с оральным вектором формируются в процессе говорения, у них вербальное мышление, потому страха забыть текст или потерять мысль во время выступление перед большой аудиторией не может возникать по определению. Про таких «болтунов» говорят: «сначала говорит, а потом думает» или у него «язык впереди ног бежит». В любых обстоятельствах они никогда не смущаются, легко импровизируют. На сцене всегда ведут беседу непринужденно, легко, в шутливой форме. Вызывают у слушателей непосредственную реакцию, смех, тем самым снимают напряжение у слушателей и вызывают их расположение к себе. Известные артисты со свойствами орального вектора – Григорий Лепс, Пелагея, Максим Галкин.
Отсутствует страх сцены также у людей со свойствами уретрального вектора. Во время выступления уретральник ведет себя очень уверенно, смотрит на слушателей по-царски, свысока, вызывает своим присутствием восхищение аудитории, притягивает как магнитом все внимание слушателей к своей персоне, к центру сцены. Уретральник обладает очень большой скоростью мышления. Если даже допускает ошибки, то никогда не выразит это внешне, легко выходит из ситуации и продолжает действие без смущения.
На сцене человек со свойствами уретры реализует себя в отдаче слушателям, получает наслаждение от возможности доносить самые важные и передовые мысли и чувства через сценическое действие. Известные люди со свойствами уретры — Алла Пугачева, Уитни Хьюстон, Сергей Безруков, Владимир Машков, Владимир Высоцкий.
Важно сказать, что таких «бесстрашных покорителей» сцены, которым известно лишь легкое творческое волнение всего-ничего. К тому же, в «чистом виде», то есть без примеси других психотипов, они встречаются крайне редко. Поэтому гораздо больше среди нас людей, для которых страх сцены – не пустой звук.
«Стою одна перед толпою
Пылают щеки от стыда…»
(Г.Белышева «Жалеть не сметь!»)
Очень страшно выступать на сцене людям, которые стремятся к абсолютному совершенству, к идеальному исполнению. Они тщательно продумывают каждую деталь своей речи перед выходом на сцену, старательно проучивают, многократно повторяют вслух все то, что, по их мнению, важно не забыть. А от волнения во время выступления начинают забывать текст и допускать «недопустимые» ошибки. Именно так проявляет себя внутренний страх опозориться.
Именно страх опозориться в их случае блокирует способность продолжать действие и аннулирует весь период тщательной подготовки. Страх провоцирует получение плохого опыта. Вводит в ступор.
В системно-векторной психологии Юрия Бурлана людей, которые не позволяют себе иметь право на ошибку относят к группе обладателей анального вектора. Когда такой перфекционист не дотягивает до планки, которую сам себе назначил, он испытывает сильнейший стресс.
Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни.
Франц Кафка
Кроме того, большой стресс во время выступления испытывает еще одна группа людей – обладатели так называемого зрительного психотипа. Такие люди очень эмоциональны, внушаемы и пугливы, обладают развитым образным мышлением. Фантазеры. Многое домысливают и додумывают.
Если среди зрителей они случайно увидят недоброжелательного человека со злым (по их мнению) взглядом, могут тут же начать паниковать, сомневаться в себе. Неожиданно подкашиваются ноги и темнеет в глазах. Голос дрожит, учащается сердцебиение, руки холодеют, тело покрывается испариной. У них может возникнуть ощущение, что окружающие, как вампиры, отбирают последние силы, желают полного провала. Предобморочное состояние, сродни первородному страху смерти – это все про них.
Неспособность наладить эмоциональную связь со зрителем, вынести наружу весь свой творческий потенциал и любовь к людям вызывает стресс, неудовлетворенность самим собой. Порождает еще больший страх перед публичным выступлением.
Насколько человек побеждает страх, настолько он – человек
Томас Карлейль, британский писатель
Причина возникновения страха сцены – некомпетентность в сфере понимания самого себя.
Очевидно, что для всех без исключения выступающих на сцене важно не потерять своего слушателя. Тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана через осознание себя, своих нехваток, мотивов своего поведения предлагает каждому из нас эффективный инструмент для успешного взаимодействия с окружающим миром. Тренинг помогает раскрыть себя, осознать истоки своих неудач или побед и через понимание скрытых механизмов, которые управляют нами успешно реализовать себя в обществе, быть счастливым и выходить на сцену уверенной походкой. Без страха в глазах.
Подтверждением служат многочисленные результаты людей, прошедших тренинг. Вот только некоторые из них:
Виктория Новокшонова пишет:
Анастасия Бадалова пишет:
Хотите попробовать на себе, как это работает? Приходите на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии. Для участия нужно зарегистрироваться: http://www.yburlan.ru/training/
Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Лариса Левицкая
Страх сцены знаком не только артистам. Он может посетить практически каждого, например, на собеседовании с работодателем. Избавиться от такого тормоза в жизни — большое приобретение!
К счастью, это не самый страшный подвид страха)))