Время оставляет свои отпечатки в искусстве, культуре, литературе, сознании… Для того, чтобы поближе узнать о прошлом той или иной цивилизации можно сходить в музей, почитать историческую повесть, лично посетить места с останками археологических раскопок. То есть, для познания недавнего прошлого, в разрезе нескольких тысяч лет, есть достаточное количество возможностей.
Но еще более интересный вопрос для людей – как узнать будущее? Хотя бы день, два наперед, не говоря уже годах или десятилетиях. Каждый из нас задавался вопросами: что будет со мной, с близкими, с человечеством? И хотя существуют бабки-гадалки, магия, фантастическая литература и кино, будущее по-прежнему остается скрытым от нас.
За последнее десятилетие было снято немало замечательных фильмов, в которых талантливые режиссеры размышляют о возможных сценариях развития человечества. Кроме того, в абсолютно разных картинах прослеживаются аналогии, которые имеют общий смысл. Такими фильмами можно назвать трилогию Матрица братьев Вачовски и Забвение (Oblivion), что был снят по одноименному роману Йозефа Качински. По глубине и реализации своих смыслов видно, что авторы провели много времени в попытке понять основные законы мироздания, а затем адаптировали полученные идеи в звуко-зрительную картинку кино.
Человечество всегда задается вопросами смысла своего существования. Для чего все это? Почему именно так, а не иначе? Что будет со всем этим? Ответы на эти вопросы спрятаны в человеческом бессознательном. Мы неосознанно делаем выбор, не всегда понимая, что движет нами.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана (СВП) – это последние достижения в познании бессознательного человека, которым нет аналогов. Один из основных постулатов СВП заключается в том, что для выживания человеческого вида люди по своей природе рождаются разными. Эти различия определены наличием в человеке того или другого вектора, которые и определяют его предрасположенность к виду деятельности. Звуковой вектор заставляет человека задаваться вопросом смысла и жизни. Благодаря развитым звуковикам, обладателям абстрактного интеллекта, мы развиваем философские идеи, пишем музыку и стихи, раскрываем смыслы бессознательного…
Интересная звуковая идея была раскрыта в фантастическом фильме Забвение (Oblivion) Йозефа Качински. На первый взгляд этот фильм может показаться очередной средненькой голливудской картиной с Томом Крузом в главной роли. Но проанализировав ее в спектре СВП видно, что автор картины заложил особенный смысл с намеком на будущее.
Сюжет фильма развивается на Земле в конце 70-х этого ХХІ столетия. Как будто бы после нападения инопланетян на нашу планету случилась война с применением ядерного оружия. Человечество победило в этой войне, но Земля стала непригодной для жизни. Люди покинули планету и основали колонию на спутнике Сатурна Титане. Часть людей осталась на Земле для обслуживания энергетических вышек, которые черпают последнюю энергию с недр мирового океана. Часть инопланетян, как их назвали «падальщики», также остались на Земле и разными способами препятствуют «закачкам» энергии.
И вот когда до отправки на космическую станцию ТЕТ, главный герой Джек Харпер, спасает астронавта Юлию, она меняет всю его жизнь и судьбу человечества. После этой встречи выясняется, что падальщики – это не инопланетяне, а простые люди, которые борются с машинами за свое выживание. В свою очередь ТЕТ это – не космическая станция, а центр искусственного интеллекта, который черпает энергию из недр Земли для своего существования. Этот ТЕТ клонирует людей, которые со стертой памятью обслуживают энергетические вышки. В общем, на первый взгляд типичный сюжет – люди, искусственный интеллект, дроны, война…
Но если проанализировать этот фантастический фильм с помощью знаний СВП, то можно понять некоторые интересные особенности, которые имеют отношение к нашему времени.
Внимания заслуживает попытка автора раскрыть проблему создания искусственных условий, в которых человек не помнит своего родства, не знает, что происходит на самом деле, становится жертвой жестокой дезинформации, настолько, что принимает своих за чужих, за врагов. Здесь возникает ассоциация с современными информационными войнами, когда осуществляется манипуляция сознанием, подмена понятий добра и зла, обман до полного извращения информации. Таким образом, можно подменить ориентиры до такого уровня, что люди перестают критически мыслить, становясь абсолютно управляемыми. Определенным информационным потоком современного человека легко можно дезориентировать и направить по ошибочному пути.
Жизнь в забвении – безнравственная жизнь. Это существование без культурных и моральных ограничений. Не помня самого себя, с навязанными установками к действию, человек проживает чужую жизнь. Такое забвение лишает человека главного свойства – свободы выбора.
С вступлением человечества в кожную фазу развития, мы как человеческий вид сделали колоссальный рывок в развитии технологий. Глобализация и интеграция – лозунги нашей эпохи, позволяют быстро накапливать и обмениваться знаниями. Теоретические наработки миллионов умов объединяются в единое целое и в виде технологических разработок становятся доступными для всего человечества. Кожная фаза в технологическом аспекте дает возможность людям развиваться в геометрической прогрессии. Что нас ожидает через 10-30 лет даже страшно представить. Возможно, кадры нынешних фантастических фильмов покажутся нам «прошлым веком».
Но с преимуществами, которые мы получаем в кожной фазе, есть и существенные недостатки или опасности. С увеличением физических возможностей человека, которые он получает от современных технологий, возрастает ответственность за их использование. В первую очередь это ответственность перед другими людьми и природой. При таком быстром росте возможностей человечества его психологическое развитие запаздывает. Ведь человек – это физическое тело и душа, которая оживляет это тело.
Для лучшего понимания, предлагаю сравнить человека с динозавром, который имеет значительное физически тело, но маленький мозг для управления этим телом. Так и люди, владея значительными возможностями из-за психологической безграмотности не всегда осознают или понимает последствия своих действий. Кроме того, попадая в «плохие руки» к людям с плохими состояниями в душе, технологии намеренно могут быть направлены на разрушение.
Кожная фаза развития Западной цивилизации является наиболее благоприятной для развития и обеспечения желаний большинства людей, а особенно для обладателей кожного вектора. Кожники ограничены от внешнего мира своей эрогенной зоной – кожей. Поэтому для них, в большей, мере присущи обособленность и индивидуализм. Для совместного сосуществования и гарантии выживания всей стаи или общества приходится идти на уступки, соблюдая правила и законы.
В последнее время уровень индивидуальных желаний человека значительно вырос, закон и культурные ограничения уже далеко не всегда выполняют свою роль сдерживающих факторов. Сорванное с цепи большое желание человеческого Я, вооруженное современными технологическими разработками в виде различных технологий, может поставить человеческий вид на грань выживания.
Единственным возможным вариантом выхода из сложившейся ситуации на уровне всего человечества является необходимость познания себя каждым человеком в отдельности, осознание своих природных желаний и их правильное применение.
Самопознание неизбежно приводит к пониманию не только собственных желаний, а и желаний людей, которые живут рядом. Такой подход наталкивает нас на мысль о том, что человеческий вид – это единая взаимосвязанная система, в которой каждый человек исполняет свою роль. Именно поэтому следующая ступень развития будет характеризоваться осознанием себя и взаимосвязи каждого из нас — целостности, единственности вида. Такое понимание значительно снизит уровень ненависти и наполнит мир милосердием, когда люди не будут способны навредить друг другу.
Если вернуться к анализу фильма Забвение (Oblivion), то самая интересная его часть — финальная, которая частично и раскрывает все карты. Можно предположить, что, застряв в кожной фазе развития люди стали на путь самоистребления, сами не понимая этого.
По сценарию фильма виной всему выступают инопланетяне, которые сначала уничтожили спутник земли, а потом с помощью клонированных людей и дронов начали вторжение на Землю. Но при просмотре мы не замечаем ни одного пришельца. Кажется, автор специально обезличил врага, чтобы не отвлекать зрителя от проблем человека. Не случайно было выбрано название для центра управления инопланетян ТЕТ, что в переводе с французского языка означает «ум» или «главный». Возможно, автор хотел сравнить ТЕТ с человеческим Я, которое пытается наполнить свои огромные личные нехватки, при этом ставя под угрозу выживания всего человечества.
Если говорить о познания самого себя и понимания закономерностей развития как отдельной личности, так и общества в целом, то реальным и эффективным инструментом является Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Несомненно, что получение таких знаний позволяет понимать тенденции развития и выбирать свое будущее сознательно.
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Автор: Анатолий Янчук
хорошая аналогия сюжета фильма, на реальную обстановку дел на Украине…
да, а фильм уже можно не смотреть, хорошо представилось, спасибо!!
Спасибо автору за такой подробный, системный разбор фильма. Сразу захотелось посмотреть самой)))))
Не смотрела фильм, поэтому ассоциации на первый взгляд показались неожиданными, но, похоже, что очень точными. Спасибо за рекомендацию, рецензию и то то, что показываете выход из тупика забвения.
Наше психическое, действительно, запаздывает за быстро развивающимися технологиями. Мы как дети с оружием в руках, думающие, что это игрушка.
Спасибо за рекомендацию, У человечества один правильный путь-это познать себя, или путь самоуничтожения и такие фильмы заставляют нас задумываться над этой проблемой все чаще.
Спасибо огромное за статью!
Только что посмотрела и возникло желание добавить. На протяжении фильма все хотелось озвучить мысли Джека: «Так кто же я? Кто я на самом деле? Тот ли я Джек из воспоминаний?» Приятно удивило решение сценариста, режисера дать противоположный нашим желаниям ответ — Я — это МЫ. Главный герой это осознал. На примере встречи со своим клоном, мы видим, что все клоны помнят одно и то же воспоминание. После этого Джек Харпер говорит Юлии:»Я не тот, кем ты меня воспринимаешь, но я люблю тебя и всегда любил» (что-то в этом роде). И конец фильма, где герой безошибочно приходит в свой домик построенный не ним (как индивида). Т.е. мы видим осознание — нет Я, есть МЫ.. Осознание не собственной единственности, а в данном случае хотя бы единственность меры. Звуковой меры. На самом деле, как мы знаем благодаря СВП Ю. Булана, есть единственность ВИДА (как для начала). Этот момент и есть та самая важная глубина звукового раскрытия! Сценарист, не обладающий системным мышлением,… да он гений, не меньше!
Так же спешу отметить роль кожно-зрительной ( и со звуком она конечно, иначе не была бы астронафтом) жены главного героя. Джек не доставил ее на ТЕТ, но она несомненно была готова пожертвовать собой ради выживания человечества. КЗрС — жертвенна.
Хочется конечно больше написать, показать… Но увы, тем, кто еще не проходил тренинг это покажется несвязно и запутано.
Давайте уже наконец все будем знать. Нам пора уже знать!
Автору сценария Браво! Просто Браво!
Автору статьи огромное Спасибо за системный разбор!
Посмотрел фильм: ощущение как будто время в кино-картине замерло и стало
статичным, как и то куда мы идем и к чему стремимся — к статичности.
Это вызвало очень близкие и теплые ощущения. Несмотря на активный
передний план, на фоне эта постапокалиптическая картина оставляет некое
спокойствие, мол: ну вот закончилось, ну и где теперь ваши деньги,
машины, квартиры к чему все стремились когда-то? в таком роде…
Прочувствовал в себе часть того, что испытывают звуковики тянущиеся к
постапокалиптической теме: фильмы, произведения, музыка, походы на
заброшенные места, как заводы, некогда дома или Чернобыль.
Приблизительно понял, почему они так любят это ошибочное ощущение.
Но
мы не должны допустить того, что случилось в фильме. Задача звуковиков
именно в том что бы реализоваться в обществе, но никак не дожидаясь
окончания конца света.
Фильм предложил в который раз пересмотреть свое отношение к окружающему миру.
Татьяна, спасибо за Ваши системные комментарии.
Фильм «Забвение» был снят по одноименному роману Йозефа Качински. Однозначно автор владеет определенными знаниями, которые сродные Системно-векторной психологии (возможно каббалистические знания).
Интересная попытка раскрытия вопроса клонирования людей. Тоесть, что будет если все-таки клонировать человека? Автор предполагает, что все копии будут физически и психически идентичными исходному индивиду. Вероятно, что в этом кроется очень большой риск всего человечества. Как мы знаем, что люди с определенными векторами рождаются в четкой пропорции. Идеальное соотношение всех векторов позволяет человечеству развиваться и двигаться вперед. Представьте себе картину, когда мы наклонируем 50% мышечников или 50% оральников, а еще веселее 50% уретральников! Что из этого винегрета получится – сложно представить!
Кожная фаза развития дает людям такие технологии к которым мы психологически не готовы. Мы стремимся создать нечто стоящее в мире науки не задумываясь о последствиях. В этом фильме хорошо показана необходимость осознания обществом, что мы, человечество- едино. Мы все двигаемся в одной упряжке и действия каждого влияет на то, к чему мы придем. К тотальному самоуничтожению или высокому уровню жизни и комфорту…