Путь формирования психики
Лето перевалило за середину и перед многими снова маячит школа. Кто-то идет учиться, кто-то отдает ребенка. Что такое взросление и как сделать его наиболее продуктивным и приятным? Отвечает системно-векторная психология.
От нуля до трех
Каждый из нас когда-то был младенцем, который отличался от десятка таких же только биркой на ручке и ножке. Дальше каждого ребенка ждет своя жизнь, но пока перед каждым стоит одна и та же задача – повзрослеть. От самого рождения до трех лет ребенок не ощущает в этом мире чьих-то еще потребностей, кроме своих. Желания такого крошечного ребенка проявляются ярко и не терпят отлагательств. Криком ребенок объясняет своё первичное желание: «Дай мне наслаждения!» Это желание, проявившееся в нас с первой секундой жизни, будет двигать нас до самого конца.
Для «человеческого детеныша» чрезвычайную важность имеет мать: она кормит его грудью, ухаживает за ним. Ребенок узнает первый в своей жизни запах – запах мамы, и напрямую ассоциирует его с чувством защищенности и безопасности.
Итак, пока жизнь ребенка зависит от теплого молочка и сухой постели, родителям нужно решить вопрос: какую роль играет отец во взрослении ребенка? Для этого давайте заглянем на несколько десятков тысяч лет назад – к самому истоку формирования человечества. Будущая мама выбрала себе хорошего мужа: он регулярно приносил мамонта в пещеру. Надежный первобытный муж – с ним спокойно. Мама забеременела и родила детеныша. Пока она заботится о нем, папа продолжает бегать по саванне и добывать мамонта. Первобытный папа старается это делать как можно лучше, чтобы его семья могла выжить. Потому что теперь кушать хочет не только его жена, но и его продолжение – ребенок.
Мы знаем, что в 21 веке всё стало с ног на голову. Теперь часто мама бежит в офис делать карьеру, а папа остается дома кормилицей. Что поделать, всеобщая стандартизация. Теперь мужчины борются за то, чтобы и они могли брать декретный отпуск. Каких-то сто лет назад это даже буйное воображение представить себе не могло. Да, жизнь изменилась, но путь формирования психики живет по древним законам. И детское восприятие хочет, чтобы был мамин запах. А мамин запах – спокойный и уверенный в будущем – напрямую зависит от папы. Поэтому неспокойна семейная обстановка, тревожность мамы не самым лучшим образом может сказаться на чувстве защищенности и безопасности маленького ребенка.
От трех до шести
Проходит первый этап взросления. К трем годам ребенок осознает удивительную вещь: есть его Я, а рядом – множество других детенышей, которые тоже кричат: «Дай!» Мир оказывается жесток, а память у ребенка по-прежнему короткая. Каждый день как новый: и снова песочница, и злой мальчик, который отбирает у тебя машинку. Мамочки стараются как можно дипломатичнее решить конфликты масштабов детской площадки и в коротких перерывах обсуждают своих подопечных. Оставим мир взрослых и снова приблизимся к миру детей. Что происходит в голове такого маленького ребенка?
В период с трех до шести лет человеческий детеныш по первобытному принципу получает навык ранжирования. Это значит, к тому первому запаху мамы, знакомому ему от рождения, примешиваются не только запахи папы, бабушек и дедушек, но и совсем посторонних людей. Ребенок, осознает, что он в этом мире не один. Тогда возникает вопрос: кто он? Как известно, мы характеризуем что-либо через сравнение. Чтобы определить свое место ребенок должен отличить одного от другого. И для этого у нас есть вомероназальный орган.
Современными учеными установлено, что копчик у человека – не единственный атавизм природы. В наследство от древнего предка нам достался вомероназальный орган – участок слизистой носа, который реагирует на феромоны. Это крошечные летучие вещества, которые мы не осознаем как вкусный или дурной запах. Это запахи наших внутренних состояний, нашей психики.
Дети от трех до шести лет приходят в песочницу не столько, чтобы развить ловкость и силу, а для того, чтобы вдоволь нанюхаться. Дети учатся воспринимать запахи посторонних и показывать свой по первобытному принципу. В этом возрасте дети любят играть во взрослых: анальные девочки варят кашу и кормят кукол, кожно-зрительные – по поручению мальчишек подглядывают за ребятами из соседнего двора: не ожидается ли начало «войны» рогатками и самодельными луками. Анальные мальчики сидят и аккуратно лепят куличики, кожные – носятся и добывают «сокровища» — камешки и стеклышки, «берут в плен» соседских лазутчиков… Детям еще не знакомы вопросы выбора семьи и карьеры, им не важно, что будут думать окружающие. Они каждый день проживают свою жизнь, как этого хочет от них природа, взаимодействуя и ранжируясь в маленькой детской стайке. И если все складывается именно так, в школе у ребенка не будет проблем с новым коллективом.
Но иногда жизнь складывается по-другому. Ребенка не пускают во двор, объясняя это по-разному: «Да он у меня болеет часто, простудится еще на этой улице!», «Ой, он у меня такой ранимый, обидят, и будет у него потом психологическая травма» или «Нечего тратить драгоценное время на прогулки! Пусть учится, пока мозги молодые». В общем, тревожный родитель приводит свои причины, чтобы не пускать ребенка в садик и гулять во дворе. Вместо этого они с лихвой нагружают своё чадо уроками в музыкальной и художественной школе, изучением одного, а то и нескольких иностранных языков. Возможно и в школьный период такому ребенку не дадут времени и сил на то, чтобы пройти природное воспитание запахами среди сверстников. Так, в итоге, вырастает интеллектуал с неадаптированным поведением во внешней окружающей среде.
У мамы или папы могут быть проблемы, которые они не могут или не хотят решить. Когда родители находятся в плохих состояниях и чувствуют, что проживают несчастливую жизнь, это сказывается на психическом состоянии ребенка. До 6 лет это происходит напрямую. Зачастую, ребенок может плохо себя вести и даже отставать в развитии именно из-за того, что мама не имеет чувства защищенности и безопасности, а ощущает, например, обиды или страхи. После 6 лет это выражено не так ярко, но всё равно мы можем говорить о зависимости от психологического состояния матери ребенка.
Неудовлетворенность жизнью, которую испытывают родители, может обернуться для ребенка травмой, иногда, фатальной. Вот маленький снова встал на ковер грязными ботинками. Ему может перепасть настоящий крепкий подзатыльник. И вот тут счастливое детство может обернуться плохой будущей судьбой. Из системно-векторной психологии мы знаем, что бить кожника опаснее всего, потому что дети с кожным вектором таким путем стремительно теряют столь необходимое чувство защищенности и безопасности.
Подзатыльник – это действительно роковой удар. Во-первых, у ребенка просто может быть травма, которая ухудшит ему физическое здоровье. Во-вторых, может быть и психическая травма. Получив сильный удар по голове, ребенок может потерять древнее обоняние. И так он останется без первичной необходимой способности ощущать себя и других. Это можно сравнить с тем, что ребенка оставили в непроглядной темноте на всю жизнь.
В возрасте с трех до шести лет у ребенка есть еще один урок, который он должен выучить на всю жизнь – отдача. С самого малого возраста системно-векторные психологи советую приучать ребенка делиться пищей. Начинать нужно с мамы: даже протянутая пустышка первое время считается. Мама не только сама должна показать, насколько она счастлива, что её ребенок проявил щедрость, но и вознаградить маленького. В зависимости от векторов каждому ребенку нужна своя награда: анальному – мамино спасибо, кожному — погладить по нежной спинке… Постепенно навык делиться пищей идет на повышение: сначала много конфет и отдал одну. Потом конфет всё меньше, а ребенка всё продолжают учить отдавать. Когда-нибудь придется отдать одну самую вкусную конфету другому. Правильное усвоение этого урока – полдела в формировании счастливого будущего.
Рука об руку с отдачей идет получение. Как бы странно ни казалось, этому тоже нужно обучать. И как это было и с отдачей, тоже через пищу. Но теперь отвлечемся от мира снаружи – детской площадки, и вернемся в семью – к домашнему застолью. Спросим себя, когда мы испытываем наибольшее чувство благодарности? Наверное, когда чего-то очень хотелось и тебе дали? Мы получаем наслаждение от своего приобретения и тем самым доставляем удовольствие дающему. Природа учит нас наслаждать дающего за обеденным столом: когда по-настоящему голодный человек ест, он получает огромное удовольствие. Так мы учимся испытывать чувство благодарности.
Голод, кстати, и подстрекает маленьких детей познавать этот мир с неуемной жадностью. Потратив энергию, ребенок чувствует голод. Насытившись, он снова имеет энергию, которую совершенно честно потратит на свою обязанность – развитие. Но иногда на этот естественный цикл надвигается туча под названием «насильственное кормление». Эта «туча» может быть выражена кем угодно: заботливой бабушкой, тревожной мамой, врачами, которые ставят нехватку веса. Но суть остается прежней: неголодного ребенка сажают за стол и заставляют «наслаждаться». Это влечет за собой множество травм психики. Одна из самых важных – это потеря интереса к жизни. Закормленный на убой ребенок начинает лениться так, что никто уже не сдвинет его с места. Тут хочешь – не хочешь поверишь в то, что Илья Муромец пролежал на печи тридцать три года…
Итак, для того, чтобы ребенок в возрасте от трех до шести лет развивался адекватно, ему нужен спецнабор: во-первых, простор для ранжирования. Настоятельно показаны детские площадки и детский сад. Насморк или разбитая коленка – совсем не оправдания, чтобы пропускать уроки в «первобытной» школе. Во-вторых, на родителях лежит ответственность за свое поведение с ребенком, за обучение детеныша тому, как правильно обращаться с пищей и, наконец, за обеспечение ребенку ощущения безопасности и защищенности вплоть до 16 лет!
Эти жизненно важные навыки ребенок приобретает перед тем, как войти совсем в новую эру – эру сознания.
От шести до шестнадцати
От трех до 6 лет ребенок взрослеет по первобытному образцу – получает навык ранжирования. Он начинает носом чувствовать, кто где. Он начинает ощущать, кто он. На смену этому возрасту приходит эра формирования сознания.
Дети идут в школу в 6-7 лет. Это период, когда наш первичный навык ранжироваться – находить свое место среди себе подобных – уже сформирован. Или нет. Что если набор знакомых запахов ограничивается мамой и/или папой и гувернанткой?
Попав в школу, человечек без навыка ранжирования попадает в самоорганизующуюся по правилам запаха стаю. Дети снюхиваются, и каждый показывает, где его место и чует место другого. А что делать с головастиком, развитым не по годам интеллектуально, но с почти нулевым навыком древнего обоняния? Ребенок-интеллектуал попадает в среду, в которой он абсолютно не ориентируется. Ребенок был дезориентирован с самого начала. Теперь он даже со всем своим интеллектуальным багажом не сможет встать на рельсы взрослой жизни. Жизнь его «наказывает» за несоответствие общим законам и сносит со своего пути. Дети не жестоки, дети просто взрослеют. И если хулигану наедине еще можно объяснить, что Васю нельзя бить и называть очкариком, – и он даже согласится! – то в стае-классе его от всех наставлений утянут природные законы запахов. Для воспитания и есть школа, открывающая ребенку нормы поведения человека в обществе – нормы нравственности.
В школе ребенок оказывается в другом мире. В российских школах дети примерно от 6 до 17 лет. Именно этот возраст дан человеку для того, чтобы раскрыть культурный слой – то есть применить к себе все правила из жизни взрослых и развиться в своих векторах. В школе ребенок постепенно учится брать ответственность за свою жизнь на себя: всё меньше помощи от родителей, четвертная оценка того, что ты сделал, мысль о том, что есть любимые и нелюбимые предметы, а учить нужно все…
Этот период самый долгий и сложный во взрослении ребенка. Родители, которые помнят свое дитя еще совсем крошкой, иногда могут воспринимать своего подросшего, например, 12-13-летнего ребенка совсем взрослым. Нужно точно понимать, что не до конца созревшая психика остается хрупкой и ребенка нельзя лишать чувства защищенности и безопасности. Кожника всё так же нельзя бить, иначе он начнет выполнять свою древнюю программу реализации – вор, и не успеет стать своей противоположностью – инженером или законотворцем. Зрительника напугать легче легкого, а вот панические атаки и социофобия могут остаться со взрослым человеком на всю жизнь. Анальника в период с шести до шестнадцати лет еще можно успеть вырастить упрямцем или садистом, а звуковика наградить шизофренией. Оральник может не развить врожденное ораторское мастерство, а обонятельник, выросший в семье, которая потакала его манипуляциям – никогда на выполнит своего наивысшего предназначения – удерживать мир единым.
Допустим, что родители попали в точку и воспитывали ребенка в соответствии с его векторами. Казалось бы, детство закончилось и впереди счастливая, а главное, взрослая жизнь. Но у родителей было всего несколько лет, чтобы надеяться, что все трудности позади. Наступает переходный возраст, и жизнь всей семьи катится под откос.
Кожные дисциплинированные дети опаздывают с прогулки и срывают уроки, анальники перестают уважать старших и начинают спорить со взрослыми. Мы уже говорили: для того, чтобы понять себя, нужно отличить одно от другого. Подростки начинают сравнивать свою правильную сторону с не правильной, начинают использовать наработанные навыки наоборот. Девочки по-взрослому начинают хотеть мальчиков, а мальчики девочек. Перед этой толпой подростков, кровь которых, кажется, целиком состоит из гормонов, встает выбор: какую профессию выбрать?..
Потом всё стихает и оказывается, что разум не выветрился с переходным возрастом, а наоборот окреп. И теперь перед нами взрослый человек, который готов нести ответственность не только за себя, но и за весь мир.
Мы живем в особое время. Сегодня рождаются дети с огромным потенциалом. Это дети большой энергии и больших возможностей. Но они ищут путь. Системно-векторная психология Юрия Бурлана может помочь пройти этот путь верно, чтобы весь путь взросления ребенок чувствовал себя счастливым.
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Валентина Алабугина
Прекрасная статья! Она и дает нам понять, что обезбаливающее для бедных родителей это не таблетки от головной боли и не антидепрессанты, а это знание своих детей, знание их внутренних свойств. Понимая своих детей, не придется хвататься за голову и бежать за советами к подругам, психологам. Вы уже сами в состоянии будете уметь принимать правильные решения, вести правильные беседы, которые никогда не приведут к плохим результатам.
Какая полная статья, очень полезная информация про по-этапное развитие наших детей, и на что делать упор в каждой фазе развития. Спасибо.
Очень своевременная статья. Сегодня, в эпоху потребления, некоторые мамочки получили возможность сидеть дома с детьми, Рационализируя, страхами за малыша, собственную не реализацию, требующую компенсации, они находят её в сверхзаботе за любимым чадом, тем самым мешая ему развиваться. Сегодня они подстластили себе пилюлю проблем, а через несколько лет обезбаливающие уже не помогут. Проблема станет слишком глобальной. Взрослый неадаптант будет требовать наслаждения большего, чем вовремя поесть. Быть счастливым вне социума невозможно. Тоже самое можно сказать и о последствиях воспитания подзатыльниками. Сегодня сверхважно понимать ребёнка, обеспечивая, самым, ему нормальное развитие, не подслащивая проблемы ни себе, ни дитятку. Проблемы надо решать глобально. А для этого надо понимать причины.
Ух ты! Спасибо, Валентина! Давно хотела, чтобы так все четко было изложено по вопросам правильного развития и воспитания детей в координатах системно-векторной психологии. ))
Современные дети совершенно другие, порой не знаешь что ответить на вопрос ребёнка. Такое ощущение, что рождаются имея начальное образование)). Воспитывать их сложно, поэтому такой ликбез родителям находка. Мы деток любим и хотим видеть их счастливыми, Спасибо, Валентина, за такие подробные рекомендации.
«Неудовлетворенность жизнью, которую испытывают родители, может обернуться для ребенка травмой, иногда, фатальной. » — ой, что я творила в своих звуковых пустотах, как сына обижала, кроху совсем( И стыдно и больно, если б не СВП даже не знаю, чем бы это все закончилось. А теперь одно удовольствие наблюдать, как он развивается. Я конечно идеальной мамой не стала, но то, как я изменилась по отношению к собственному ребенку, меня очень радует и обнадеживает. Спасибо за столь подробную статью. Очень много полезной информации для каждой мамы.
Сын мне в 4 года задает вопрос, проснувшись посреди ночи: «мама, вот динозавры вымерли, а как они появились? что было до них? И если метеорит упадет сейчас, то люди тоже вымрут? И что будет со мной, если все вымрут? Я тоже умру?»
Эта статья должна быть просто настольной у каждого родителя! В ней затронуты чрезвычайно важные моменты воспитания. Спасибо, Валентина, что подняли тему насильственного кормления — ведь многие родители и бабушки с дедушками искренне считают, что делают благо, запихивая в ребёнка еду. Летом, отдыхая в пансионате, я с ужасом увидела, как часто детей подвергают пытке кормлением. А потом удивляются, почему те не испытывают благодарности.
Валентина, спасибо вам за потрясающе познавательную и интересную статью. Это настоящее пособие по воспитанию ребенка от самого рождения до выхода во взрослую жизнь. Родители должны иметь подобное пособие, чтобы не допускать ошибок в воспитании своих чад.
Читать про подзатыльники очень тяжело! Как легко можно искалечить чью-то судьбу подзатыльником. А у нас в первом классе учительница любила длинную тяжелую указку использовать для этих целей… Ну а кто мог знать об этом. В анальную эпоху анальные методы воспитания считались самыми лучшими… Надо бороться с психологической безграмотностью, чтобы ни одна душа не пострадала от какого-то там подзатыльника.
Как все подробно и системно описано. Получается , что родители сейчас «пропускают самые важные моменты в воспитании детей,стараясь оградить их от всех трудностей жизни, тем самым допуская самую большую ошибку. Я тоже заблуждалась и не хотела водить дочку в садик, но вовремя попала на тренинг по системно-векторной психологии и все исправила. Теперь дочка ходит в сад и очень довольна-учиться общаться сосверстниками и «чужими» взрослыми.