Художник Михаил Врубель родился в 1856 году в Омске, умер и похоронен в 1910 году в Санкт-Петербурге, но где-то в промежутке между этими городами, несколькими важными вехами отмечен в его жизни Киев.
Впервые художник Врубель попал в Киев в 1884 году в возрасте 28-ми лет по рекомендации своего преподавателя, профессора петербургской Академии художеств, Павла Чистякова. Врубелю предлагалось отреставрировать фрески XII века в Кирилловской церкви.
Сойдя с поезда, Врубель обратился к прохожему: «Сударь, как мне найти Кирилловскую церковь?»
— Возьмите извозчика и скажите ему, чтобы отвёз Вас к дому умалишённых, – ответил тот.
Как оказалось, Кирилловская церковь находилась на территории психиатрической лечебницы.
Предзнаменование? Возможно. Но Врубеля оно не смутило. Реставрация фресок была его первой самостоятельной работой, дающей возможность заявить о себе как о художнике и наконец-то покончить с вечным безденежьем. В Киеве возводился Владимирский собор и в перспективе Врубеля обещали привлечь к его отделке.
Нужно отметить, что превыше всего художник Врубель ценил изящество, причём, не только в живописи, но и в одежде. Запачкав манжеты, он покупал новую рубашку, не печалясь, что при этом остался без обеда; задолжав всем, умывался духами; продавал картины за гроши для того, чтобы купить лишний галстук или цилиндр. При этом собственной нищеты Врубель как будто и не замечал.
Итак, в Киеве Михаил Врубель увлечённо занялся реставрацией Кирилловской церкви. Однако, научившись работать в стиле древних мастеров, вместо того, чтобы восстанавливать фрески, он принялся писать новые, заботясь больше о внешнем изяществе, чем о скорбности ликов. К тому же, написанные Врубелем иконы носили портретное сходство с реальными киевлянами. Изучая византийские мозаики и фрески, размышляя о духовном идеале, художник Врубель не находит его в образе Христа — так в его сознании зарождается образ Демона, а на бумаге появляются первые эскизы.
А что же с карьерой художника? Акварельные эскизы росписи Владимирского собора, предложенные деятелем, вызвали всеобщее недоумение, он был обвинён в нарушении православных иконографических канонов и в 1889 году отстранён от реставрационных работ. Изгнанный из Владимирского собора, художник Врубель едет в Москву, увозя с собой образ Демона.
В Москве удалось найти покровителя в лице мецената Саввы Мамонтова, что дало художнику возможность продолжить работу над «Демоном». В 1890 году им была закончена первая картина из этого цикла: «Демон сидящий».
Начав с эскиза, наметив пятна пейзажа и фигуру Демона, художник Врубель стал работать на большом холсте. Но в ходе работы размеры холста оказались маловаты. Демон перерос холст, часть головы срезала рама, что ещё больше подчеркнуло властную силу и скрытую энергию сидящей фигуры. При переносе акварельного наброска на холст вместо цветущей поляны за спиной Демона вырисовался кристаллический узор из цветов-камней. Красота, величие, сила, но в тоже время тоска, скованность, бессильно сжатые руки, одинокая слеза… могучий Демон художника Врубеля в разладе с самим собой и с окружающим миром.
Картина получилась настолько неоднозначной, что её отказался приобрести даже сам его благодетель – Савва Мамонтов, публика встретила «Демона» холодным молчанием. На что художник Врубель заявил: «Ваше отрицание даёт мне веру в себя!»
«Демон сидящий» был только началом врубелевской демониады, вскоре художник подготовил иллюстрации к лермонтовскому «Демону». И с тех пор «Демона» Лермонтова больше никто не пытался иллюстрировать: слишком уж сильно он слился в нашем представлении с графикой мастера.
В тот же период художник Врубель воплотил образ Демона и в глине. Что примечательно, значительно позже, в 1928 году, скульптурную голову Демона, выставленную в Русском музее, разобьёт некий душевнобольной.
А в 1890 году в Петербурге стали говорить об одержимости Врубеля дьяволом… и скупать его картины. Так он вошёл в моду.
Получив заказ на создание декораций к частной опере Мамонтова «Гензель и Гретель», на репетиции Панаевского театра в Петербурге, в полутёмном зале Михаил Врубель мгновенно влюбился в услышанный волшебный женский голос, льющийся со сцены. Партию Гретель пела Надежда Забела. Она и стала вскорости его женой. С тех пор все костюмы и грим оперной дивы художник придумывал сам, а для оперы «Демон» по Лермонтову, где Забела должна была петь Тамару, создал фантастические декорации.
Женившись, Врубель на некоторое время стал совершенно счастливым человеком, и казалось, забыл о Демоне навсегда. Он занимается живописью, графикой, скульптурой, оформлением интерьеров, причём всё, чем занимается, он делает великолепно.
В 1899 году Врубель потерял отца. В том же году он пишет «Демона летящего». Это полотно выдержано в тёмных тонах, гордое парение над миром пронзает наблюдателя одиночеством и отверженностью героя. Свет, озарявший «Демона сидящего», угас, полёт «Демона летящего» и не полёт даже, а скольжение по пикам гор.
На пятом году семейной жизни у Врубелей родился сын. Однако, названный в честь мецената Мамонтова, Саввочка родился с заячьей губой. Для так любившего всё изящное Врубеля это был страшный удар. Он стал всё чаще запираться в мастерской и снова стал писать Демона. Он стоял у мольберта по 17-20 часов подряд, писал, очищал холст, писал заново. Самым трудным было найти нужное выражение лица. Однажды Врубель нашёл то, что искал: в исступлённом больном взгляде читалось гордое и злобное нежелание смириться с поражением. Художник Врубель не сразу понял, что этот взгляд он видит в зеркале. Он перестал есть, умываться и бриться, заболев лихорадкой, не стал лечиться и почти не спал – работал над «Демоном поверженным».
художник Врубель картины
Лермонтов написал шесть вариантов своей поэмы, то же происходит и с ним, он постоянно переписывает неотступно преследующий его образ. Третий картинный Демон художника Врубеля одновременно и прекрасен, и болезненно ядовит. Всего двенадцать лет отделяет «Демона сидящего» от «Демона поверженного», но как же он переменился! На смену полному сил, но тоскующему юноше пришёл черёд истерзанного и поверженного облика.
Холст вытянут по горизонтали, изломаны крылья, тело вывернуто, но руки Демона задают направление противоположное падению. Демон художника Врубеля окружён обломками собственных, похожих на павлиньи, перьев, свивающих вокруг него подобие гнезда. Лицо – маска, отделено от тела чёрной тенью и словно принадлежит другому существу с горящими глазами, восстающему из праха. Возродится ли поверженный Демон? Наблюдатель в смятении.
Не нужно трактовать врубелевского Демона как злого духа, сверженного с небес. Сам Врубель писал об этом так: «Демона не понимают, путают с дьяволом… а Демон по-гречески… значит «душа». Душа художника Врубеля металась…
Выставленный «Демон поверженный» вызвал сенсацию. Пока шла выставка, мастер каждое утро приходил в галерею и исступлённо переписывал картину, оттачивая оттенки образа своего Демона. Во время лихорадочной работы над этим полотном у художника Врубеля случился первый внезапный приступ безумия и консилиум врачей отправил его в психиатрическую лечебницу. Он вышел из неё через год, выжженный изнутри, но почти здоровый. О Демоне он больше не вспоминал, пообещав рисовать только жену и сына. Художник Врубель действительно очень быстро, в четыре сеанса, написал портрет сына, как раз перед семейной поездкой в Крым.
По дороге, из-за простуды Саввочки, семья остановилась в Киеве. А через два дня ребёнок умер.
Совершенно потерянный, Врубель лихорадочно кружил по Киеву. И неожиданно обнаружил, что стоит напротив Кирилловской церкви. Ему вспомнилось давнее:
— Сударь, как мне найти Кирилловскую церковь?
— Возьмите извозчика и скажите ему, чтобы отвёз Вас к дому умалишённых.
Предзнаменование? Возможно. У Врубеля больше не было сил сопротивляться своему сумасшедшему Демону. В тот же день Врубель попросил жену подобрать ему какую-нибудь лечебницу.
За восемь последующих лет мастер сменил около десятка клиник. Он продолжал рисовать, причём на холсте безумие художника преобразовывалось в гениальность. Демон по-прежнему не оставлял его, но это был «мой добрый Демон» — лечащий врач профессор Усольцев.
В 1904 году художник Врубель начал терять зрение, а в 1906 году он полностью ослеп.
В том же 1906 году в Париже на художественной выставке Русских Сезонов среди картин русских художников впервые были представлены его работы. Как и петербургская, парижская публика также со смятением и замешательством знакомилась с необычным миром художника.
Дольше всех перед его картинами простаивал никому на тот момент неизвестный юноша, которому предстояло в будущем стать великим художником — Пабло Пикассо. Позже он скажет, что таким художником, каким он стал, он сделался только благодаря встрече с полотнами художника Врубеля.
Как писала сестра Надежды Забелы, «странное дело, сумасшедшему художнику Врубелю все, больше чем никогда, поверили, что он гений».
«Сумасшедший гений», «навязчивая идея», «одержимость Демоном» – такие расхожие словесные обороты. Что же за ними кроется? Сквозь призму знаний системно-векторной психологии Юрия Бурлана все эти словосочетания легко объясняются наличием у художника Врубеля звукового вектора. Именно он даёт своему обладателю приверженность Идее, одержимость ею, пренебрежение бытом и физическими потребностями тела на пути следования к такому желанному, но зыбкому Идеалу. Только человек со звуковым вектором озадачен поиском смысла жизни, при этом внешний материальный мир для него иллюзорен и обретает реальность только когда звуковик
«Познает смысл вещей и хоть чуть-чуть
Субстанций, звуков, форм постигнет суть»
Такая вот одержимость. Для художника Врубеля это была одержимость Демоном – поиск духовности, исполнения предначертанного, метания, терзания вплоть до исступлённости. В дополнение к звуковому Врубель обладал также и зрительным вектором, дающим умение глубоко чувствовать, сопереживать и передавать свои эмоции окружающим. В случае с ним – через художественные произведения. Гонимый Звуком, Врубель не мог остановиться, маниакально пытаясь перенести на холст рвущийся из души крик – своего Демона. Невозможность справиться с мощью звукового вектора, бессилие пред переполняющим художника величием Демона и привели его в лечебницу для душевнобольных.
Наследие художника Врубеля, все его работы, как художественные, так и скульптурные, наполнены звуковыми смыслами, вызывают резонанс у обладателей звукового вектора. Именно звуковое стремление к Идеалу и вечный поиск смысла жизни льётся на наблюдателя с его картин. Как в двадцатом веке, так и в двадцать первом.
В последний год жизни Врубель пришёл к мысли, что устал от жизни, сознательно часами простаивал полураздетым у открытого окна и в феврале схватил воспаление лёгких. А 1 апреля 1910 года смерть пришла к нему как избавление от физических и душевных мук.
По сути это было самоубийство художника Врубеля, уход от невообразимого внутреннего давления звукового вектора, с которым он не смог справиться. Прошло более ста лет, а звуковики всё так же озадачены поиском смысла жизни и всё так же иногда уходят, не выдерживая давления звуковых желаний. Обесценивается мир, идеи покупаются и продаются за гроши, нас засасывает виртуальность, всё менее реальным становится окружающая нас действительность, а звуковики по-прежнему в поиске, как и Михаил Врубель.
Каким будет этот поиск и к чему он приведёт – зависит только от нас. Можно растратить себя на дорогах Непала или схватить Бога за бороду в астрале, а можно, вынося себя наружу, принести пользу обществу, выполняя стоящую перед звуковиком задачу: раскрыть своё психическое. В современном мире это достижимо не с помощью музыки, живописи или астрономии, а только с помощью системно-векторной психологии.
P.S. После смерти Врубеля церковь признала, что его эскизы соборных росписей так же ценны, как и канонические библейские этюды Александра Иванова.
Автор: Инна Нилова
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Прочитала на одном дыхании! «…Можно растратить себя на дорогах Непала или схватить Бога за бороду в астрале, а можно, вынося себя наружу, принести пользу обществу, выполняя стоящую перед звуковиком задачу: раскрыть своё психическое…» Выбор за каждым, кто столкнулся с вопросами о смысле жизни, о природе своего Я, о том, что стоит за каждым таким поиском, и кому это всё нужно. Тяжёлые муки пережил Врубель, так и не найдя ответов. Жизнь, состоящая из желания понять, что тобой движет, оставила свой след в прекрасных полотнах.
Мой любимый Художник. Спасибо за статью.
Спасибо за эту статью.Читала много не самых лестных объяснений поведению Врубеля. И про Богородицу в лицом его любовницы и т.д. и т.п. Первое что поразило в его картинах, это конечно глаза (тот же Демон, Пан).
Подробно описана боль звукового вектора, которую просто олицетворял Врубель на своих картинах.Выписаны смыслы его картин. Очень сильно написано. Спасибо еще раз
Да, статья прекрасная и захватывающая! Меня всегда притягивали картины Врубеля, даже не могла объяснить себе почему. Сказать, что нравились, не могу, а именно притягивали. Теперь понятно, смутно ощущала » своего» в звуковом поиске.
ИННА, СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!
Картины Врубеля всегда завораживали меня. Всегда хотелось уловить «смысл» полотна, понять мечущуюся душу творца, вот теперь глядя системным взглядом понимаешь все эти «душевные метания» и «смятения» души художника.
Да, так интересно, оказывается СВП (системно-векторная психология), применима не только к ежедневням заботам и проблемам, а даже к «высокому» искусству. Спасибо за статью, ребята!
Да, они не однозначны! Каждый видит своё и через себя! Теперь можем смотреть на них с восьми точек.
Теперь понятны душевные страдания великого художника, а для современников он был странным, которому место в лечебнице. Такие шедевры не мог создать больной человек.
Художник, наделенный звуковым вектором, обречен войти в историю. Спасибо за статью. Очень познавательно, но тяжело в ощущениях. Тяжелый, больной, зудящий, не дающий покоя звук Врубеля очень точно передан в каждом слове автором статьи. Спасибо большое за Ваше сосредоточение, Инна!
Да, Анастисия, согласна — художник со Звуковым и таким развитым вектором, имеет огромные шансы изменить и внести что-то новое в идеи человечества. Это огромный потенциал. И как мало людей понимают, что таким потенциалом на земле, сейчас обладает каждый второй звуковик. ВОт бы если бы они смогли это осознать и смогли раскрыть в себе этот потенциал. Это же просто невообразимо, какая красота и какая мощь идеи.
Захватило… «Обесценивается мир, идеи покупаются и продаются за гроши, нас засасывает виртуальность, всё менее реальным становится окружающая нас
действительность, а звуковики по-прежнему в поиске, как и Михаил Врубель». Спасибо за прекрасную статью, Инна.
Меня всегда поражает в этом смысле Третьяковская галерея, особенно зал Врубеля, сейчас понятно почему.Здание старое,. а зал Врубеля какой-то современный и воздушный. И еще эти широкие и немного грубые мазки, но точно передающие характер героев полотен и вечно грустные и наполненные какой-то загадкой глаза, будь то Царевна-Лебедь или другие персонажи. Теперь понятно, почему именно в этом зале проторчала 1,5 часа, несмотря на голод и июльскую жару.
Очень притягивают картины Врубеля и это не удивительно, понимая художника системно… Демон — это действительно очень сильное отражение мечащейся души художника, он сумел передать его агонию… Это тяжело и сильно одновременно. Трудно понять звуковику поиски своей души, особенно в высоком темпераменте. И Врубель как мог сублимировал эту внутреннюю черноту в картинах, которые завораживают глубиной.
Очень увлекательная статья. Да, люди со звуковым вектором гениальны по своей природе. Но какие душевные муки они испытывают понимаешь лишь глядя системно на их произведения.