Отец российского хоккея
Анатолий Тарасов стал одним из основателей советской хоккейной школы, продвинувшей весь мировой хоккей вперёд, на новый уровень. Даже, канадцы, основатели хоккея, признали его достижения. Тарасов за свою жизнь подготовил огромное количество спортивных мастеров. Он был непревзойдённым педагогом, умевшим раскрыть талант в любом человеке.
В фильме «Легенда №17» Тарасов, которого играет Олег Меньшиков, предстаёт волевым человеком – «Самый мощный советский мужик в стране после маршала Жукова». И это, действительно, было так. Анатолий Тарасов видел своей целью, прежде всего, воспитание игроков, способных побеждать сначала свои слабости, а потом уже соперника. Он воспитывал в игроках, в первую очередь, высокие морально-волевые качества, дающие возможность действовать сплоченной командой. Нужно, чтобы каждый игрок стремился думать о товарищах по команде, забывая при этом о себе, о своей личной выгоде.
Анатолий Тарасов предъявлял к ученикам высочайшие требования — «Мне не нужны разговоры, мне нужны дела…» Зачастую его тренировочные методы казались очень жёсткими, но Тарасов, обладая развитым зрительным вектором, чувствовал каждого своего ученика и всегда знал, на что тот способен. Он всегда давал такие задачи, с которыми его подопечный справится. И он редко ошибался. Поэтому никто, вплоть до высшего руководства страны не был авторитетом для Тарасова в вопросах подготовки команды. Вырастить выдающихся мастеров своего дела, заслуженных чемпионов, достойных граждан своей страны – эта цель была приоритетом для него. Ради неё он был готов пожертвовать всем. Тарасов всегда воспитывал справедливость по отношению к другим: «Тебя бьют, а ты терпи, судья удалит нарушителя, тогда и рассчитаемся голами». Ученики уважали и любили своего тренера, как отца. Он был строг, но только для того, чтобы развивать своих учеников. Он никогда не позволял им проявлять жалость к себе.
В фильме молодой Харламов предстаёт целеустремлённым, талантливым игроком с огромным потенциалом, мечтающим об игре с «самими канадцами». Но Тарасов понимает, что юноша думает в основном о своей карьере и ещё не осознает, что значит играть в команде с полной отдачей.
— Трудно в одиночку забивать, да?
— Да никто играть не хочет. Самому всё приходиться делать!
И тогда мудрый тренер решает отправить Харламова на стажировку в команду нижнего дивизиона «Звезда», игроки которой не особо стараются выиграть, а держатся «на плаву» в турнирной таблице по принципу: «чем больше стараешься, тем больше требуют, а больше нам не надо». В какой-то момент Харламов понимает, что необходимо выкладываться на полную, иначе это не жизнь.
Сцена, в которой он висит на тросе высоко над землёй, символически отражает его выбор между двумя силами – либидо и мортидо. Мортидо – это сила, которая постоянно сопротивляется продвижению человека вперёд, ведёт его к статичности, смерти. А либидо даёт силы, оживляет человека. Жить и идти к своей мечте через трудности или лучше сразу сорваться вниз? – так стоит вопрос. Харламов решает действовать вопреки обстоятельствам: «Да лучше сдохнуть, чем игры сушить и перед всякими козлами пресмыкаться. Ты жить хочешь? Так давай шевелиться!».
Вскоре Тарасов вызывает Харламова в ЦСКА. Тарасов намеренно не выпускает Харламова на лёд, потому что юноша слишком самоуверен и не проявляет командного духа. В какой-то момент, на тренировке тренер решает поставить Харламова на место вратаря. Он хочет дать понять, что главное в игре не забивать голы, демонстрируя своё мастерство, а думать о команде. И каждый игрок, даже «сам нападающий Чебаркуля» должен уметь защитить ворота. Харламову больно, но Тарасов не останавливает упражнение: «Защищай ворота! Всем телом! Как детей своих защищай, как Родину защищай! …Тебе не больно, Харламов, веселее…»
Это не просто развитие вратарских навыков, это способ привития игрокам чувства взаимовыручки. Каждый должен быть морально готов в любой момент встать на место другого. Таким образом, он как бы говорит: не думай о себе, думай о команде, подобно солдату, готовому пожертвовать жизнью ради спасения Родины. Тогда и себя не жалко. Всё на отдачу. Думая о других, человек способен на многое.
Закулисные интриги
Несмотря на огромное желание играть, на забитый гол в первом матче, Тарасов оставляет Харламова на скамейке. Харламов по-прежнему играет индивидуально. «Тройка не работает, команды нет». Харламов ненавидит своего тренера. И это понятно – ведь тот заставляет Харламова идти против себя, делать сверх усилия, думать в экстренной ситуации о команде. Этой ситуацией пользуется Балашов – чиновник из комитета партии. Он предлагает Харламову уйти из ЦСКА, где ему якобы не даёт играть «самодур» и «сталинист» Тарасов, в другую команду, где наконец-то талантливому игроку позволять «проявить себя». При этом Балашова интересует не карьера Харламова, а сугубо корыстный интерес. Дело в том, что Тарасов был крайне неудобен политической номенклатуре из-за своего характера. Он мог пойти против высшего руководства страны, если считал что нарушается справедливость по отношению к его команде в угоду чьим-то личным интересам. Цель Балашова была любым способом сместить Тарасова с должности старшего тренера и назначить более покладистого, например Боброва из Спартака.
Интриган Балашов – это собирательный образ неразвитого российского чиновника. Обратная сторона нашего великодушного менталитета – это отсутствие ограничений и закона. Этакая степная вольница не позволяет в полной мере сформироваться свойствам кожного вектора, которым обладают чиновники и законодатели. В результате они оказываются зачастую неразвитыми, преследующими свои мелкие интересы. Экономя на мелочах, они стараются не рисковать по-крупному.
Балашов боится потерять своё место из-за своевольного Тарасова, который ради продвижения сборной готов рискнуть всем, что у него есть в том числе и карьерой. Балашов начинает подкупать доверие Харламова всяческой «помощью» — машина, квартира, звание заслуженного мастера спорта. Всё это для того чтобы получить от него донос на Тарасова. Но Харламов не хочет предавать тренера. Для него это ещё один выбор – получить легкий путь к вершине карьеры или остаться верным своей команде и тренеру. Тогда Балашов устраивает провокацию для Тарасова, делая ставку на его принципиальный характер. В товарищеской игре между сборной и Спартаком, скорее всего организованной им же, происходит конфликт. Спартак – любимая команда Брежнева, и поэтому судье дана команда подсуживать Спартаку. Тарасов не позволяет унижать сборную и уводит команду с площадки. После матча его лишили поста тренера, но честь команды для Тарасова была выше эгоистических соображений отдельных чиновников.
Делать выбор каждый день!
Страшная автомобильная авария, переломы костей и Харламов снова вынужден бороться с собой. Врачи сомневаются в том, что он сможет ходить, не говоря уже о хоккее. Харламов подавлен. Его желание играть очень велико, и чем ближе к цели, тем оно сильнее. Соответственно этому желанию возрастает лень, нежелание делать над собой усилия. Эти две силы всегда уравновешивают друг друга. Харламов находит разные оправдания своему нежеланию продолжать бороться. Он отказывается от помощи друзей, прогоняет свою девушку, он обижен на маму, которая чересчур его опекала. Даже слова тренера не могут пробудить Харламова. Он готов бросить всё и сдаться:
— Что-то трудно с выбором в этой жизни… раз так – то пусть уже ничего не будет… Просто хочу покоя, Анатолий Владимирович.
И снова символический коридор между либидо и мортидо, по которому весь фильм идёт Харламов. Выбор между жизнью и смертью. В начале фильма это бык, который несётся на маленького Харламова и тореадор, который его спасает. Этот выбор теперь всегда придётся делать самому:
— Ну а ты чего стоял, нужно было взять его за рога и выкинуть с площади.
— Но я не могу.
— Почему?
— Потому что я маленький…
— Можешь или не можешь – это всегда тебе решать.
Эта мысль проходит через весь фильм. Теперь это сцена с моргом, символизирующим опять же лень, покой, статичность – тему смерти. И тренер Тарасов, отстранённый от руководства сборной, в данном случае олицетворяет продолжение жизни, страсть, борьбу во что бы то ни стало. Желание к жизни и к смерти всегда уравновешивают друг друга. Поэтому их образы в фильме всегда в одной сцене.
— Это не сложно, Валера. Ты и так сделал больше чем многие – можешь и отдохнуть.
— Анатолий Владимирович, а что так холодно?
— Так это же морг!
— Зачем морг?
— А как просил: тихо, спокойно, никто не потревожит. Привыкай, Харламов!
— Я не могу играть как прежде
— Да кто это сказал! Сможешь или не сможешь это только тебе решать. Только тебе, и никому больше. Ты должен играть!
— Но, я не еду в Канаду.
— Да, причём здесь Канада! Ты что ради Канады играешь, да? Ради славы и наград? Да ты жить должен. Понял? Жить! И не ради Канады! Жить и играть! И делать выбор, Валера, каждый день!
Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью делать выбор. Выбор профессии, круга общения, спутника жизни и т.д. Выбор всегда сопряжён с трудностями и потерями. Почему это так? Почему мы зачастую склоняемся отказаться от своей мечты, от цели в жизни?
Когда первые люди только появились на земле, они жили коллективно, стаями. Основная задача была выжить и продолжить себя во времени. Тогда основной управляющей силой был голод, который толкал людей на самую опасную и трудную работу – добывать пищу. И люди не делали выбор, они либо добывали пищу, либо оставались голодными. И только с появлением звукового вектора у человека, появилась возможность осознать этот выбор. Он почувствовал, что может отказаться от действия, от добычи. Но при этом он останется голодным.
Звуковик впервые задал вопрос: Кто я такой? Он получил кажущуюся отдельность от окружающего мира. Для чего? Для того чтобы реализовать свободу выбора. Для того, чтобы ощутить себя в действии. Ощутить гораздо более высокое наслаждение от возможности добровольно жить для общего блага. При этом отказ от действия — это не реализация свободы выбора. Мы реализуем свободу выбора, когда добровольно, осознанно следуем своему желанию «добыть пищу для стаи». Этот принцип сублимировался во все области деятельности человека. И сегодня реализация свободы выбора состоит в том, чтобы осознанно реализовывать наши желания на благо общества. Мы вышли из под прямого управления голодом, и рисковать жизнью на охоте стало не так важно. Сцены фильма «Легенда №17» символами смерти и риска намеренно отсылают нас к корням нашего желания, которые зарождались в первобытной саванне.
Жить — это значит следовать своему выбору – делать то, что ты любишь всем сердцем и понимать, что ты делаешь это ради других, вопреки всему – это желание перевешивает в сторону жизни, борьбы.
Вот здесь сейчас твоя главная битва!
Эти слова говорит Тарасов, тренируя Харламова после тяжелой травмы, вместе с мальчишками-новобранцами. Он как бы начинает всё с начала, как будто только пришёл в хоккей. И понимает, что ему трудно подняться без окружающих людей. Ведь для того, чтобы делать что-то и быть счастливым, мало одного желания. Нужно это делать для кого-то. Потому что только в этом случае мы поднимаемся над своими желаниями и способны жить вопреки обстоятельствам. Харламов, переступая через свою гордость, возвращается к родителям и делает предложение своей девушке. Теперь он делает это осознанно, понимая, что всё зависит только от его выбора. Валерий Харламов сделал свой выбор. Он выбрал труд и преодоление, а вместе с ним и счастье.
Аэропорт в фильме символически связан с желанием, мечтой, ожиданиями. Сцену в аэропорте мы видим в начале фильма, затем она повторяется, когда сборная улетает в Канаду. Истинное подсознательное желание всегда приводит человека к тому, к чему он готов в данный момент. Для Харламова это был сначала Чебаркуль, несмотря на то, что он хотел играть за сборную. Теперь он стал понимать, для того, чтобы жить и играть, нужно постоянно осознавать, для чего и ради кого это делать. Что просто играть на высоком уровне — это не самоцель. Теперь мечта сама находит Харламова, потому что он готов её принять.
И вот, главная битва Харламова переносится в финальный матч. Он готов биться до конца. И даже повреждённая нога не останавливает Харламова. «А вы завяжите так, чтобы не разлетелось» — повторяет он фразу Тарасова. Этот матч может стать для него последним. Но он готов пожертвовать всем: «Значит, будет последним, а дальше буду просто жить». Всё ради победы, всё ради команды. Анатолий Тарасов сумел передать своим ученикам эти ценности. Он доказал своей жизнью, что думая о других, человек может справиться с любыми испытаниями.
Поле этой битвы всегда находится внутри нас самих. Все видимые внешние причины — это только отражение нашего внутреннего желания. Готовы ли мы взять всю ответственность за происходящее с нами на себя? От этого решения зависит, сможем ли мы испытывать счастье в этой жизни.
Сегодня этот вопрос стоит особенно остро. Главная битва сегодня проходит в наших головах. Битва за познание себя, причин своих поступков и отношения к окружающим. И создатели фильма Легенда №17 очень точно, очень жизненно показали, что человек способен это сделать. Картина основана на реальных событиях, поэтому заслуживает особого внимания. Этот фильм вдохновляет идти вперёд и делать выбор: Жить!
Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Фёдор Тарасенко
Совершенно гениальный фильм. Не думаю, что когда-либо в своей жизни смотрела что-то более сильное и вдохновляющее. Каждый эпизод фильма на разрыв аорты, каждый кадр заставляет думать о том, а что ты сделала?, что смогла преодолеть и зачем ты есть на этом свете….
Пока мы живы — всё возможно и выбор надо делать каждый день…
Да, Галина! У меня возникали похожие чувства во время просмотра…
Спасибо за статью! Обязательно посмотрю!
Да, этот фильм сносит башку!
Смотрела этот фильм на одном дыхании! Давно такого удовольствия со смыслом не получала от кино. Тем более, что хоккей — мой любимый когда-то вид спорта. Когда-то — это когда играла сборная СССР и звучал победный гимн великой родины.
Елена, мои ощущения созвучны. Просмотр фильма вызвал бурю в душе, несправедливость заставляла плакать, героизм хоккеистов -гордость за соотечественников.
Жизнь — это делать то, что ты любишь и у тебя получается, и делать это ради других. Это не только красивые слова, но и реалия жизни…. Особенно для тех, кто так часто задумывается о её смысле. Борьба, за жизнь, за жизни других людей! Вот это прекрасное описание смысла. Спасибо за статью.
«В хоккей играют настоящие мужчины. Трус не играет в хоккей.» Вот, что значит развитый и реализованный зрительный вектор. Весь наружу, на результат команды, ни капли страха за себя.
Да, Анастасия, тренер с развитым Зрением, да ещё и с коллективным приоритетом страны, смог сделать то, что зачастую не по силам, даже самым лучшим спортсменам, одна команда, одна игра, одна цель — в этом настоящая красота человека!
«Поле этой битвы всегда находится внутри нас самих. Все видимые внешние причины — это только отражение нашего внутреннего желания». Как точно сказано- все в нас и мы сами решаем победить или проиграть. Спасибо за прекрасную статью, Федор.
Потрясающий, мощный фильм, теперь один из моих любимых!.. Посмотрела его благодаря Вашей статье. Спасибо!
Легенда, которую хочется воплотить в жизнь…) Ощущение командной игры, того, насколько мы все же зависим друг от друга, в хорошем смысле.
Легенда, которую хочется воплотить в жизнь! Ощущение команды, того, на что мы способны, когда вместе- это наши российские ценности, которые искренне откликаются в нас и не с проста.
Замечательный фильм, смотрела с большим удовольствием, но еще с большим удовольствием пересмотрю системным взглядом.Развитые в своих векторах люди интуитивно двигаются в правильном направлении и из них получаются настоящие профессионалы своего дела.