БОМЖ – человек Без Определенного
Места Жительства.
Думаю, что статья на эту тему не была бы написана, не окажись в моей рассылке письма от мужа одноклассницы. Лена — человек занятой, поэтому уже давно сложилось так, что корреспондируем мы с Колей, обмениваясь по электронной почте разного рода информацией и интересными находками из сети.
Небольшая заметка, присланная им, включала в себя ряд предложений обычного человека, которому небезразлична судьба людей, оставшихся без крова, вынужденных вести бездомный образ жизни — в народе их называют БОМЖАМИ.
В любой стране существует определенный контингент тех, кто по своим идейным или экономическим причинам отказывается жить в обществе так, как живут остальные граждане. На территории Советского Союза таких людей практически не было, либо они были вынуждены тщательно скрываться от правоохранительных органов, чтобы не попадаться на глаза милиционерам, которые непременно упрятали бы их на несколько суток.
Бездомные стали появляться, когда трещавшая по всем швам страна с грохотом покатилась в свою кожную фазу развития. Жилищный вопрос всегда остро стоял в СССР, особенно в крупных городах, где люди могли десятилетиями ждать своей очереди на квартиру, рождаясь и умирая в общежитиях и коммуналках.
Конец 80-х внес свои корректировки, и коммуналки, особенно если они находились в центре городов, к тому же в старом фонде, принудительным образом начали расселять предприимчивые кожники, выбрасывая людей на улицу.
Закон «О приватизации жилья» послужил основной причиной того, что люди потеряли свою едва приобретенную частную собственность, ставшую самым притягательным объектом для авантюристов, проходимцев и коррумпированных государственных структур, а сами их владельцы — будущими потенциальными жертвами наглых мошенников и убийц.
Юридической правды найти было невозможно, и люди превращались в бомжей, принимая этот образ жизни и соглашаясь с ним, постепенно скатываясь в еще более глубокую пропасть. Так было в конце прошлого века, но проблема в постперестроечный период не исчезла совсем и даже, наоборот, обострилась.
Помимо вышеназванных причин, переходу в данную социальную категорию способствует множество других факторов, таких как разрыв родственных и семейных отношений, алкоголизм, уголовная ответственность, потеря прописки…
Не надо думать, что в западных странах такое явление отсутствует. Отнюдь, но там практически каждый человек, выбравший для себя домом улицу, поставлен на учет, получает бесплатную медицинскую помощь, финансовую поддержку, социальную и психологическую помощь, а при желании — возможность обучения и приобретения профессиональных знаний.
На Западе бомжевание — это, скорее, образ жизни, который затягивает, чем следствие реальных политических и экономических причин, как в России. В крупных городах ЕС трудно встретить бомжа преклонного возраста — там они так долго не живут, потому что основной причиной смерти становятся алкоголизм и наркотики.
Бомжевое братство увеличивается за счет беглых детей и подростков. В развитых странах причины пополнения таких групп несовершеннолетними тщательно умалчиваются СМИ, зато активно муссируется неблагополучная ситуация в странах Третьего мира, Восточной Европе, республиках бывшего Советского Союза.
Но, как правило, беглыми детьми из вполне благополучных семей становятся те, над кем дома было совершено насилие со стороны взрослых: отцов, отчимов или других близких родственников, обычно мужчин анального типа, старших братьев, торгующих младшими за понюшку кокаина или более сильного наркотика.
В Германии таким пристанищем для бездомных детей со всей страны еще 30 лет назад стал «Bahnhof Zoo» — район, находящийся рядом со станцией, где расположен знаменитый Берлинский зоопарк.
Получив навыки бездомного существования и опыт выживания на ландшафте мегаполиса, они, взрослея, либо остаются там, прожив короткую жизнь наркомана или проститутки, либо перебираются в другие города, оседая на дне общества, не особенно сокрушаясь по этому поводу. Те, кто зарегистрирован, получают социальную помощь и вполне могут рассчитывать на бесплатное жилье, но для этого им нужно распрощаться с мнимой свободой и рано или поздно начать принимать предложения о работе от государственной службы по трудоустройству, тем самым реабилитировав себя в глазах общества и своих глазах, что значительно важнее.
Для тех, кто не готов к переменам в собственной жизни, существуют ночлежки и приюты со свежим бельем, горячей водой и завтраками. Это отнюдь не горьковский вариант «На дне».
В светлых чистых комнатах на четверых есть все необходимое, что может понадобиться обычному человеку. Местные церкви раздают малоимущим и бездомным продукты, а при монастырских кухнях всегда есть трапезные, в которых в определенные часы подается горячая еда. В Германии давно запрещено выбрасывать не реализованные в течение дня продукты питания, например нераспроданные хлебобулочные изделия, фрукты, овощи, йогурты, срок хранения которых заканчивается через 2–3 дня. Обычно в свежем или замороженном виде в специальных контейнерах их отправляют в церкви, где раздают нуждающимся и бездомным.
Западное кожное общество давно позаботилось о людях, не имеющих пристанища, точнее, не желающих его иметь. Для них создают более-менее человеческие условия, помня о том, что лучше и выгоднее оказывать своевременную медицинскую помощь, обстирывать, обеспечивать ночлегом, бесплатной едой или талонами на питание и соглашаться с их условиями свободного существования, чем тратиться на борьбу с инфекционными заболеваниями, разносчиками которых они могут стать, и возможными эпидемиями.
Уже понятно, что типы людей в основной массе такого рода бездомных в России и на Западе резко отличаются друг от друга по возрасту, характеру и причинам, приведшим их к социальному падению.
Среди российских бомжей в большей степени преобладают люди с анальным вектором, лишившиеся своих семей, работы, а с ними и социального статуса, так и не сумевшие приспособиться к новым условиям жизни на всеобщем Черкизоне.
На Западе среди бомжей в основном преобладает публика с плохо развитой кожей, которой все едино, было бы что выпить и чем уколоться. Анальники в этой среде встречаются значительно реже.
Как утверждает российская статистика, среди бездомных нечасто можно увидеть сельских жителей, людей мышечного типа — в основном это рабочие, специалисты среднего звена, бывшие заключенные, неспособные в силу ряда общественных и индивидуальных причин изменить условия своей жизни для адаптации в обществе вместе с другой частью населения.
Пассивность, отсутствие желания к активным действиям, принятию самостоятельных решений и стремления изменить сложившуюся ситуацию как нельзя лучше характеризует людей, обладающих анальным вектором, как показывает Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология».
Их свойства и поведение отмечены бездействием и консерватизмом, что встречается у анальников любой национальности и вероисповедания. Оставаясь заложниками хорошего или плохого опыта, имевшего место в их прежней жизни, они возвращаются в свои дворы и улицы, ночуют на чердаках, в подвалах и подъездах домов, из квартир которых их незаконно выдворили.
Смирившись со своим нищенским положением после неудачных попыток восстановления в правах, занимаясь длительным бродяжничеством, страдая от алкогольной зависимости, неуклонно ведущей к изменениям биохимии головного мозга и полной деградации личности, они представляют собой серьезную угрозу обществу и особенно детям.
Российским государственным структурам, общественным организациям, фондам, религиозным институтам давно пора повернуться лицом к этой проблеме, порожденной более 20 лет назад сильнейшими экономическими катаклизмами. Необходимо создавать специальные учреждения, центры, общежития, новые методы трудовой реабилитации, но прежде всего — находить возможность для постановки бездомных на учет, обеспечивать их документами, удостоверяющими личность, помогать им получить паспорт.
Коля, чье письмо подтолкнуло меня к написанию этой статьи, предлагает создать студенческие и волонтерские бригады, которые позволили бы организовать и обустроить специально отведенную для бомжей территорию, привлечь к освещению их проблем СМИ с обращением к государственным и общественным структурам и обычным гражданам. Ведь русские люди всегда отличались сочувствием и состраданием, потому что нельзя быть счастливым, видя падение другого человека, которое также наблюдает и ваш ребенок.
Автор Светлана Фронтцек
Корректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Особенно много их в Москве. Вблизи трех вокзалов вообще караул. Деваться они никуда не хотят, их периодически курирует доктор Лиза, врачует, раздает одежду. Но вообще-то это образ жизни, выбранный более или менее добровольно.
Я почти не вижу таких людей. Но очень жалко. Думаю, помочь надо желающим вернуться в социум.
Большая разница между «бомжами» западного типа и российского. Наше общество пытается отвернуться от таких людей и не иметь с этой проблемой (а это ОЧЕНЬ большая проблема) ничего общего, забывая, что эти люди могут стать проблемой уже не просто одного человека (самого «бомжа» или группы подобных людей), а может коснуться того самого, кто отворачивал свое внимание от подобного явления. Завтра тот самый «бомж» в определенном состоянии сможет убить вашего ребенка или изнасиловать его, может присоединиться к группе себе подобных под руководством архетипичного кожника и совершить налет на ваше жилье… да все что угодно, ведь этим людям нечего терять, поэтому-то всему обществу нужно максимально проявить интерес к данной проблеме… Спасибо автору за тему!!!!
Один мой знакомый говорил: «Самый главный тест, который нужно сдать — это сама жизнь. Бомжей видал? — они не сдали тест на жизнь», что справедливо для кожных и анальных бомжей. А вот мышечных российских бомжей реально жалко…
Один умный человек хотел помочь бомжу, предложил зарплату и работу — достойную. Бомж отказался, подумав. Из чего человек сделал вывод, что жалеть его не надо — человек сам выбрал себе путь, и даже когда представился шанс выбраться — отказался. Возможно, ему попался не тот бомж, но все же, если человек хочет выбраться, он прилагает к этому усилия.
Я не про то, чтоб не помогать или не сочувствовать, я за то, чтоб не было их в обществе, не доводила бы жизнь человека до такого состояния.
Внедрять новые методы трудовой реабилитации необходимо для того, чтобы решать проблему с психическим их состоянием. Может, и даст какой-то результат устройство на работу и койка в специальном центре, но это лишь часть того, что необходимо сделать для их возврата к другой жизни
Сын подкармливал бомжа, который поселился у нас в подвале пятиэтажки. Пыталась объяснить сыну, почему этого делать не нужно. Предложила ему (бомжу) заработать (работа была символическая) на кусок хлеба. Он пришел, потолкался, кое-что сделал, его покормили, с собой дали хлеба, продуктов… На следующий день он пришел за хлебом, но не работать… Больше его не видели… Я думаю, ушел искать другое место, где более сердобольные живут… и в подвале его больше не было.
«Я не про то, чтоб не помогать или не сочувствовать, я за то, чтоб не было их в обществе, не доводила бы жизнь человека до такого состояния.» Согласна с Еленой полностью…
Думаю, что это важная проблема. Общества, можно сказать. Сколько людей на улице, без крова и без дома. Причем иногда попадаются все пропитые — даже глаз не видно. А иногда подходит к тебе какой-нибудь такой бомж, и видно в его глазах и интеллект, и образование, уж не знаю, как нелегкая судьба занесла его на улицу. Жалко их.
Многие поневоле оказались в такой ситуации. Часто это люди, приехавшие в столицу подзаработать, начать новую жизнь. Оставшись без средств существования, им даже билета домой не за что купить, не могут вернуться домой. Много из них пребывают нелегально в стране, вот и не могут никуда обратиться за помощью.
Действительно, мало дать таким людям ночлег и пищу. Нужно еще их замотивировать на социальную и личную активность. Бывал я в одном приюте для бездомных, организованном католической организацией. Подтверждаю, что большинство их тех, кто там находится, обладают анальным и/или кожным векторами. Бывшие зеки или старики-пенсионеры. По-анальному застряли в прошлом, в обиде на мир, по-кожному хорошо пристроились и не имеют желания что-то делать, ведь у них и так все есть. Живут там год (дольше их не держат), уходят, потом их опять находят на улице в плачевном состоянии от пьянства и голода, они опять живут. Есть, конечно, и старики, и беспомощные, которых жалко… Один дед лишился квартиры из-за собственного пьянства и чужого обмана в 90-х годах, рассказывал, как боролся с преступниками в послевоенные годы, пережил много стрессов, застрял в обиде и злости на людей из-за этого… семья с ним не общается. Конечно, он сам виноват в том, что с ним получилось, но в таком возрасте за ним нужен особый уход, психологическая поддержка. В таких немногочисленных центрах ее не оказывают. Да и никто не знает как, по большому счету. С помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно системно подойти к любому такому человеку: одного поддержать, снять фрустрации, других подтолкнуть к действию через их векторальные особенности. Имея хорошее намерение, можно тысячи людей вернуть к жизни на их благо и на благо всей страны.
Я бы не сказал, что у нас преобладают бомжи с анальным вектором. Кожников очень много.
Еще были такие истории, что бомжей обеспечивали жильем, работой, нормальными условиями для проживания. А через некоторое время они снова оказывались на улице.
При виде такого заброшенного человека во мне сначала возникает жалость к ним. А потом я рационализирую свое безучастие к ним тем, что они сами выбрали для себя такой образ жизни.
Иванна, мне кажется, что они уже никогда не смогут вернуться к прежней жизни. Но это не означает, что общество не должно повернуться к ним лицом. И не отворачиваться, как будто бы нет такой проблемы.
Что является причиной того, что от этих людей отвернулось государство? Да и мы сами…
Брошенные. Никому не нужны. Да они и сами себе не нужны.
Одна моя знакомая как-то сказала: У бомжей гораздо меньше проблем, чем у нас. Ни жилье им не нужно. Ни на работу бежать. Сидят, отдыхают себе.
Наглядный пример, чем может закончиться жизнь неразвитого и нереализованного человека.
Нельзя быть счастливым, видя падение другого человека, которое также наблюдает и ваш ребенок.
я встречала бомжей еще в 80-е, когда о них ни в газетах ни писали, и вообще делали вид, что их нет
это личный выбор, все-таки
Да, согласен. Может анальные не высовываются и не попрашайничают. Кто у нас может просить милостыню в проходе или 4 рубля у магазина, ездить по городу с тачкой собирать цвет мет. Анальник, если только обманутый, выкинутый из собственного жилья.
Частенько бывают ситуации, когда определенным векторам сложно сориентироваться…
Мне тоже их жаль. Я не знаю, какая судьба у каждого из них. Много лет назад я разговаривала со многими, пыталась понять, почему, например, казалась бы, счастливая мать семейства, женщина с двумя высшими образованиями оказалась на улице. Что из рассказанного ей правда — не знаю. Сейчас за давностью лет понять сложно. Работая когда-то давно в общежитии вахтером, увидев спящего бомжа в душе, вызвала милицию. С тех пор этого не делала никогда. Они его избили на моих глазах и выбросили на мороз. А недавно встретила одного такого — не лицо, сплошная гематома, я издалека подумала, негр, но уж больно потрепан… Если есть среди них такие, кто хотел бы вернуться в социум — надо помочь. И если не хотят, тоже надо помогать. Ночлежки какие, что ли… Нельзя, что б дети росли на таких примерах общего равнодушия.
А что на западе все хорошо — не правда. Недавно в Гамбурге была. Там к ним терпимо относятся, не гоняют, но живут они не в ночлежках — под мостом. В этом году морозы сильные были в Германии, многие из них замерзли насмерть.
Вот не волонтерские бригады, а ГОСУДАРСТВО централизовано должно этим заниматься
Светлана, спасибо, что подняли такую больную для наших стран тему. Каждый день, идя на работу утром, встречаю группу бомжей, которые несут сдавать макулатуру и бутылки. Они ведь не воруют, а пытаются заработать, пусть и на очередную бутылку. Смотрю на них и начинаю благодарить Бога, что меня и моих близких сия чаша миновала, но ведь ничего не делаю для реальной помощи, а только жалею их и радуюсь, что я не с ними. Когда осознаешь свою черствость, то становится нестерпимо стыдно. Коля Ваш прав, если мы сами не займемся этой проблемой, государство тоже не будет ею заниматься. «Ведь русские люди всегда отличались сочувствием и состраданием, потому что нельзя быть счастливым, видя падение другого человека, которое так же наблюдает и ваш ребенок». Но самое лучшее, что мы можем делать, — это участие во всеобщей ликвидации психологической безграмотности населения. Это только и может искоренить причины всех наших зол.
Да…не сумевшие реализовать себя кожники уходят с дистанции.
В жизни бывало, что сталкивалась с бомжами и даже беседовала с ними. Выводы такие: бомжами становятся люди, сосредоточенные только на себе и не хотящие ничего делать для мира (для своего рода, племени). Я бы назвала их законченными эгоистами — они считают, что это мир им должен, но они то миру ничего не должны. Да, поначалу они, конечно, живут, работают и потихоньку «злятся» на то, что надо что-то делать для других. Если деньги заработали, то злятся, что надо тратить их на других (на семью там, на детей). Дальше хуже — уже начинают злиться на работодателя, я тут работаю, а начальник денежки гребет! Фиг Вам — не буду на вас работать. Люди, которые живут рядом с такими эгоистами, чувствуют это. Бомж — это ведь как нелюдь. Ему жалко для окружающих всего: денег, эмоций, сострадания, участия, помощи. Что называется, назло другому себе ухи отморожу! То есть — пусть у меня не будет ничего, но зато и другим от меня ничего не достанется! Ну а мы, простые люди, их жалеем, сострадаем и т.п. Делаем для них ночлежки, кормим супом и т.д. Берусь предположить, что бомжи — это все-таки кожники, недополучившие многого в жизни (детстве). Например, родители обещали, что летом на каникулы поедут на море с ребенком, и не поехали, или вообще укатили без него. Или обещали ему купить комп за то, что он закончит год в школе на все 5, только с одной четверкой, а у него вышло 2 четверки. И вроде да, уговор не соблюден, 4 не 1, а 2. Но блин, он же старался, что же все зря? Или все твердили, учись хорошо, поступишь в ВУЗ, закончишь — будет хорошая профессия, а тут, хоп — и перестройка, и дипломом можно только… Или в семье 2 сына: родители любят одного, гордятся им, а на второго, так сказать, им немного пофиг… Или устроился на работу, обещали одно — заплатили в 4 раза меньше. Я думаю, что примеров можно привести немало. В общем, мир обманул ожидания этих детей (людей), отсюда неприятие этого мира, а впоследствии и нежелание делать что-то для этого мира. Понятно, что ломаются не все. Ломаются слабые. И когда этот надлом произошел, сразу не видно. А вот уже когда надлом сломался — видят все, вот он, сидит, бомжик! Кто они векторально? Векторы с неврозами?