Как часто мы смотрим на своего ребенка и думаем: «Ну почему он такой медленный?» или «Боже, какой он быстрый и активный. Ну хоть бы на минутку остановился и дал мне отдохнуть», или «Ну что это за мальчик, который плачет и устраивает истерики, как девочка». И много чего еще.
Более того. Мы не только думаем, но и высказываем все это вслух. Тем самым отправляя ему послание: «Ты – неправильный. Ты – не такой, каким должен быть. Ты не оправдываешь моих ожиданий».
Думая, что общаемся с ребенком, на самом деле мы общаемся сами с собой. Мы смотрим на ребенка не через него, а через СЕБЯ. Через свои свойства и желания (обусловленные векторами, которые присутствуют в нас). В этом случае происходит непонимание друг друга. Неумение увидеть и услышать то, что необходимо самому близкому и дорогому человечку. Все наши конфликты основаны на этом…
Желание реализовать себя через него. Но невозможно реализовать себя через ребенка. Ведь он может обладать совсем другими качествами, непохожими на наши…
Я могу сейчас об этом говорить, так как сама проходила и еще продолжаю проходить через те же трудности общения с детьми. Моей старшей дочери было 19 лет, когда почти четыре года назад она добровольно ушла из жизни. Три года я искала ответы на свои вопросы: «Почему? В чем моя вина?».
Я нашла ответы летом 2014 года – когда познакомилась с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана. После вводных лекций я пошла на тренинг 1 уровня, сейчас учусь на втором. Я поняла состояние своей дочери на момент ее ухода из жизни. Я увидела то, что не могла увидеть тогда. Самое главное – я смогла понять и принять то, что произошло. И продолжать Жить.
У меня есть еще сын. И, конечно же, меня волнует вопрос нашего взаимопонимания. Я хочу научиться видеть ЕГО таким, какой он есть, а не через себя. Я хочу помочь ему раскрывать и развивать то, что в нем заложено с рождения. Чтобы это несло благо всем и, соответственно, ему самому.
Егору 10 лет. Он открытый, активный мальчик. Ему интересна жизнь во всех ее проявлениях. У него быстрый ум, высокий интеллект, отличная логика. Учеба дается легко. И Егору ничего не стоило бы учиться только на «отлично» всегда, будь у него побольше организованности. И больше мотивации для учебы 🙂
Но именно это – организация себя, своего времени — дается труднее всего. Ему надо, чтобы все было быстро. Ребенку трудно сидеть много часов над уроками. Да и любое другое дело (игра, общение со сверстниками) происходит в быстром темпе. Все эти качества ярко проявлены, так как на сегодняшний день у Егора наиболее выражен кожный вектор. Этот вектор проявляет себя также в том, что ему нравится все новое. Он очень увлекающийся, мгновенно загорается новой идеей, но проходит время, и эта идея уходит, уступая место новому.
Егор быстро принимает решения, независимо от того, верные они или нет. И тут же воплощает их в жизнь, что труднее всего принять его анально-звуковой маме. Мне нужно время, чтобы обдумать информацию, увидеть все возможные последствия. И только после этого решение, возможно, будет принято. Но это не означает, что оно будет тут же реализовано или хотя бы озвучено. У меня вся работа проходит внутри, и часто этого достаточно.
Поэтому, до знакомства с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана, мне было непросто общаться со своим быстрым, шумным, эмоциональным, говорливым сыном. Так как кроме кожного вектора у Егора явно выражены зрительный и оральный вектора.
Оральный вектор проявляется в том, что Егор говорит, не умолкая 🙂 Может сказать неправду. Что было совершенно неприемлемо для меня. Ведь мой анальный вектор требует честности, четкой организованности, структуры. Благодаря СВП, я понимаю, почему он так себя ведет, и уже не реагирую так остро, знаю, как направить его вербальную активность.
Зрительный вектор Егора – это ярко-выраженные эмоции, вплоть до слез и истерик, если что-то расстраивает его. Это желание эмоциональной близости, чуткость к настроению и состоянию другого человека.
А еще – это страхи. Страх абсолютно всего, чего можно бояться. Главный – страх темноты. Страх быть одному в каком-то пространстве, не обязательно замкнутом. Этот страх заставляет его концентрироваться на себе. Видеть и чувствовать только себя. У меня порой опускались руки. Я не знала, как помочь сыну преодолеть страх.
Во время вводных лекций по Первому уровню я задала вопрос Юрию Бурлану – как помочь сыну справиться со своими страхами? Ответ был дан – нужно перестать бояться самой. И постараться направить внимание ребенка в момент обострения страха – во вне. Увидеть не себя, а того, кому нужна твоя помощь. Пусть это будет даже собака.
Это работает. Именно направление внимания во вне является ключом к преодолению страхов. К раскрытию, развитию зрительного вектора. Также как, впрочем, и любого другого.
Как уже было сказано выше, я продолжаю обучаться Системно-векторной психологии. И стараюсь развить в себе системное мышление. Естественно, в первую очередь, в общении со своим сыном и с близкими людьми.
Я стараюсь направить жизнь Егора в русло организованности и умение заполнять и распределять свое время. Иногда это получается. Иногда – нет. Но когда получается, он сам отмечает, насколько это легче – когда нет разорванности времени, когда день складывается удачно по его словам.
Каждый день – новый. Каждый день приходится решать новые задачи. Но сейчас, используя системные знания, это уже не вводит в ступор. И я уже более открыта миру и своим близким. Не замыкаясь в себе, не прячась от всех и вся. А радуясь каждому дню, каждому моменту общения с любимыми. И, действительно, ПРОЖИВАЯ в полноте каждый день.
Гульнара Глазунова
Гульнара, примите соболезнования и спасибо за отзыв!
Поздравляю с ЖИЗНЬЮ!
Какой трудный путь пришлось пройти к пониманию такой простой истины — все люди разные внутри…спасибо за статью — какие смыслы!!!
Гульнара примите соболезнования. Мои знакомые пока не слышат меня, я прошла тренинг целиком. И делают огромное количество ошибок. Хотя уже даже ощущают, что СВП работает. Надеюсь прозреют