На тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана приходишь со стремлением решить свою наболевшую проблему, важнее которой нет ничего на свете. А уходишь с неожиданно вскрывшимся багажом бесценных россыпей знаний, в которых не дающие продыху собственные проблемы кажутся ничтожными перед величием и универсальностью этого знания. Тренинг – отличное подспорье как в повседневной жизни, так и при реализации масштабных жизненных задач. Кто бы мог подумать, что ключ к тому, чтобы испытывать радость от жизни, лежит в понимании психики другого человека, и лишь как следствие – своей, не наоборот.
Социальные потрясения никуда не делись, но понимание происходящих глобальных процессов и процессов, окружающих тебя, дает возможность адаптировать даже сверхстресс, а понимание того, как складывается ландшафт снаружи, дает ощущение уверенности в завтрашнем дне. Фокус прост: теперь ты знаешь правила игры. А раньше ты тыкал пальцем в небо, и немудрено, что промахивался, при этом в сердцах восклицая: «Ну чем же я так прогневила бога, что вечно все наперекосяк?!»
Заниматься на тренинге непросто, прежде всего, потому что это ночь, целая ночь, по 7-8 часов. Информация захватывает внимание, и уже не важно, сколько времени идет занятие. Но после такой интенсивной ночи днем чувствуешь себя разбитой, а дела никто не отменял, нужно осмыслить информацию, сделать конспект. Конечно, нужно себя настроить на эту архисложную работу. Но все мы сдавали сессии в университете, знаете, ничуть не сложнее. Нужен настрой, намерение взять это знание и приложенное действие.
Занятия по зрительному вектору давались очень болезненно, это было колоссальным стрессом по психике. Знакомство с собой рвало на части, я открывала новую себя. В преддверии занятий по звуку я забежала вперед и в библиотеке портала почитала статьи о звуковом векторе. Я выдохнула: я не нашла у себя ни одного признака звука из описанных, значит пойдет легче. Как бы не так! Мой звук выскочил, как черт из табакерки! Откуда он только взялся? Он накрывал меня своей чернотой.
Это жуткое состояние: жгучая ненависть в сочетании с ключом, который тебе дают, но которым ты никогда не пользовался. ЮБ говорил об экстравертации, о сосредоточении на других через распознавание, о сосредоточении при написании конспекта, и все это должно было привести к хорошим внутренним состояниям, давящая дамба внутри должна была рухнуть. Меня бесило, что этого не происходило. Ну вижу я анальника, ну если он по жизни тормоз, почему меня это должно перестать раздражать?
Анальники не перестанут быть анальниками, они не ускорятся, в лучшем случае встанут в ступор от того, что их торопят, но почему мне должны стать интересны их торможения, их «с чувством, с толком, с расстановкой»? Раскудрить вас в кочерыжку, да можете вы быстрее?! Их же не дождешься! Весь мир казался одним сплошным анальным тормозом, серьезно. Однажды мое раздражение достигло апогея. Я уже хотела писать на форум, хотя отдавала себе отчет, что нельзя выливать неприязнь наружу, этим мы только удваиваем свои нехватки. Это прорывалось. Я звенела от ненависти, как натянутая струна.
Мое перерождение заняло минут 20. Я вдруг не чужими словами, а собственными мыслями поняла, что должен быть какой-то противовес моей ненависти. В звуке ненависть противоположна духовному состоянию. Должен же быть какой-то механизм, чтобы качнуть этот маятник в другую сторону! Самая темная ночь перед рассветом. Чем чернее черное, тем ярче видится белое. От хорошего состояния нас отделяет одна мысль. Но эта мысль должна произойти, декларация ничего не дает. Да, эту мысль нам подсказывают, подсвечивают, но она должна случиться с человеком в личном опыте.
Я подумала: а ведь этих горемычных анальников, наверное, так же раздражает наша кожная быстрота? Куда вы все торопитесь? Зачем вы так спешите? Можно поооомедленнее, я запппписываю… В тот момент я не поняла, что в ощущениях я «словила волну», до меня это дошло позже, когда я ее стала ловить снова и снова. Со мной стали случаться эти вещи – ощущение психического другого внутри себя, как своего собственного. Это как посмотреть на мир его глазами, нет, скорее его ощущениями.
В тот миг меня просто отпустило. В один момент. Что-то переключилось. Это было колоссальное облегчение. Давящая дамба рухнула. Мгновенная яркая пронзительная вспышка! Белое на контрасте с черным. Аж слепит (в ощущениях, разумеется). Это была какая-то сумасшедшая захлестывающая эйфория! Так захотелось кипучей деятельности, так захотелось жизни, что меня вынесло в саванну.
В саванне чего только не случалось, но моя неприязнь к людям таяла на глазах. Нет, они не стали лучше, я стала другая. Есть только мир внутри и мир снаружи, причем мир снаружи тоже внутри нас – это восприятие нами собственного внутреннего мира, впечатление от него, а проще говоря, отражение наших внутренних состояний. Теперь, когда случаются конфликтные ситуации, одним своим присутствием я их гашу и выруливаю в конструктивное русло. Знаете, производственная деятельность постоянно запинается за всякие мелочи под названием «человеческий фактор». И из-за этого вечная истерика. Вечная. Мне достался производственный участок из разряда «горячая точка». Все концентрировалось здесь.
Помимо активной работы это еще была площадка для горячих склок. Думаете, люди озабочены поиском выхода из конфликтных ситуаций? Ничего подобного. Даже словесно декларируя объединение, они озабочены лишь тем, чтобы выразить себя, чтобы снять свои давящие плохие состояния хоть как-то, хоть мизерно. Общее дело лишь прикрышка для выражения собственной неприязни. А если есть запинка, это как раз та искомая муха, чтобы раздуть ее до размеров слона.
Нам не доставляет удовольствия выйти в чистое поле и крикнуть в пустоту: «Г, СР!» Мы ощущаем себя через ощущение неприязни к ближнему, а не через неприязнь к чистому полю, поэтому и неприязнь выливаем на ближнего, а не в чистое поле. Мы ищем легализацию выхода собственной неприязни: повод, объект, причину, ситуацию. Нам нужно, чтобы что-то нас задело, тогда мы осуждаем кого-то, выражаем Г, СР. И это уже наше мнение. Дня не проходило, чтобы этот фонтан нечистот не лился на мое подразделение аж с улюлюканьем! Стояла грызня. Но… Без моей вовлеченности.
Наверху грызутся, а я работаю свою работу спокойно. Несомненно, важно разбираться в своем вопросе и держать руку на пульсе рабочей ситуации. Но сегодня на первый план выходит способность адекватно коммуницировать среди людей. Мои директора приходили с совещаний злые как собаки, а раз я работаю в «горячей точке», значит я первая на расстрел. Накрученные до предела, по горячим следам они поспешно вызывали меня на ковер, я отвечала на их вопросы, истерика рассыпалась на глазах. Раз – и сдулся шарик. Десяти минут не требовалось, чтобы вопрос был исчерпан, а человек пришел в сбалансированное состояние. Спрашивается, чего они до этого 1,5 часа грызлись на совещании, нервы друг другу мотали?
Нет ничего гаже фрустрированной анальности без верха. У нас в коллективе был такой человек. Невозможный вербальный и моральный садист. Как пообщаешься с ним, чувствуешь себя такой испачканной, аж в душ хочется. Через некоторое время даже он оказался безоружным. Но человек же не может просто так перестать делать то, что делал всегда. Он придумывает объяснения своему изменившемуся поведению: она слабая, а я воин! Буду ее защищать от врагов! Какой ты воин? Фрустрант ты анальный, а не воин! С кем сражаешься, боец невидимого фронта?
Бывало, ситуации накалялись до предела, меня вызывали на совещания для директоров, где мне по должности быть не полагалось. Вызывали с намерением найти во мне козла отпущения, наказать виновного и… пасовали. Конечно, у меня всегда были однозначные аргументы в свою защиту, но меня приглашали явно для того, чтобы сожрать всей стаей. Когда душа просит скандала, аргументы перестают существовать, потому что наше самое большое желание – съесть другого. Раз готовили жертвоприношение, два пытаются меня съесть, третья попытка неудачная. Мдааа…. Сами не поняли почему. Как она вышла из пике? Люди стали искать этому рациональное объяснение. О, придумали: это стратегический ход ее директора: специально поставить управлять производством красивую девушку, чтобы ей никто слова не мог сказать, а значит и его тылы прикрыты! Какие смешные люди! Что ж вы эту девушку собирались сожрать раз за разом, невзирая на ее красоту?
На самом деле все так просто, что в поисках недосягаемой истины, которая в силу недосягаемости кажется нам сложной, мы проходим мимо этой простоты. Мы пахнем. Наши состояния пахнут. Наш внутренний мир пахнет миру снаружи, наши взаимодействия снаружи координируются запахами и складываются сообразно нашим внутренним состояниям. Когда на нас вываливают какие-то Г, СР, мы воспринимаем это лично, на свой счет. Но на самом деле человек выливает свою неприязнь безобъектно, т.е. для него не имеет определяющего значения, на кого вылить: на жену, на ребенка, на тебя, на тетю Мотю, на продавца в магазине, на кондуктора в транспорте. Это имеет отношение только к его внутреннему состоянию, ему первично снять свое внутреннее напряжение, объект и повод вторичны. На самом деле им говорят нехватки анального вектора, кожного вектора и т.д.
Когда приходит понимание, что эти гадости не имеют отношения к тебе лично, не формируется обратная реакция (раздражение, обида и т.п.). Мы перестаем воспринимать это на свой счет. Более того, мы сами перестаем бессознательно искать повод для выливания на другого собственной неприязни. Мы начинаем ощущать ближнего не через неприязнь, а через распознавание его психического, ощущать его внутри себя. А к себе любимому мы не испытываем неприязни. Задействован другой механизм ощущения себя и ближнего – постнеприязненный. Неприязнь – до свидания!
Да, я держу удар, но я не стала жестче. После тренинга я стала устойчивее. Я не позволяю себя съесть, я не даю себе навредить, но я не могу сказать, что в этом я держу оборону. Как выяснилось, раскрытый звук и чуткое зрение – это невероятно притягивающие факторы. Даже с намерениями на съедение люди почему-то тебя не съедают. Что-то их останавливает. Если бы это была единичная ситуация, я бы не обратила на это внимание, а когда это едва ли не каждый день – это закономерность.
Люди странным образом тянутся к тебе, странным образом ищут общения. Между собой грызутся, конечно, но к тебе идут просто так, нипочему, ноги сами пришли. Идут, жалуются, вываливают свои нехватки, я внимательна к ним, сосредоточенно читаю их. Я не могу сказать, что я всегда нахожусь в хорошем состоянии, фрагментарно меня выбивает. Но я знаю, что с этим делать, где и как себя наполнить. В целом, как тенденция это устойчивое хорошее состояние. Свободно и легко, открыто и безопасно.
Я бесконечно счастлива, что в моей жизни случилось это чудо – тренинг по системно-векторной психологии.
Вера Полигузова
Ну что ж, Вера!) Добро пожаловать;)) Очень яркие описания ваших состояний вновь окунули меня в то время, когда и со мной это случилось впервые. У меня так никогда и не получилось так точно их описать… Спасибо за столь доступное, по-зрительному яркое, описание звукового состояния.
«Фокус прост: теперь ты знаешь правила игры.» Да, в точку!
«На самом деле все так просто, что в поисках недосягаемой истины, которая в силу недосягаемости кажется нам сложной, мы проходим мимо этой простоты. Мы пахнем. Наши состояния пахнут. Наш внутренний мир пахнет миру снаружи, наши взаимодействия снаружи координируются запахами и складываются сообразно нашим внутренним состояниям.» — Лучше и не скажешь! Вот она — формула успеха))))
Вера, спасибо за отзыв. Как же я понимаю, то что Вы пишете!!! Да, я вижу этих кожников, анальников, да, я вижу их претензии ко мне и … Зачем не это? Я тоже провалилась, и тоже искала противовес…. Я называла это другими словами, а может просто ощущала, что этот противовес во мне….
Мне этот чёрный провал в звук удалось преодолеть несколько дольше, чем 20 минут. Но удалось.
Хочу подтвердить, в тот момент, когда мы впервые понимаем, ощущаем, что другого человека могут раздражать наши собственные черты характера, раздражение к ним исчезает.
«…Когда приходит понимание, что эти гадости не имеют отношения к тебе лично, не формируется обратная реакция (раздражение, обида и т.п.). Мы перестаем воспринимать это на свой счет. Более того, мы сами перестаем бессознательно искать повод для выливания на другого собственной неприязни. Мы начинаем ощущать ближнего не через неприязнь, а через распознавание его психического, ощущать его внутри себя…»
Спасибо, Вера! Прочла сегодня Вашу статью и эта фраза не выходит из головы… как будто пазл наконец-то сложился… то, что осознавала, но никак не могла для себя выразить чётко и ясно!
Вера, спасибо за доступное изложение таких сложных психических состояний. Если есть у человека звук, то ни один профессор от психологии не сможет понять причину депрессии, например. А это уже набат души о нехватках в звуковом векторе. Системно-векторная психология самая что ни на есть прикладная психология для любого человека. Чтобы ею овладеть «не нужно иметь высшее образование, хватит среднего соображения»))) — как говорит мой младший сын.
Иной раз хочешь обидеться, а не выходит. Вспыхивает раздражение, но слабо как-то и сразу гаснет.
Такое ощущение, что у неприязни срок годности закончился. )))
Вера, спасибо большое! Действительно очень хорошо описаны все состояния.