«Ценна только та жизнь,
которая прожита для людей»
Альберт Эйнштейн

Во все времена и в любом обществе были люди, которые от рождения или в силу обстоятельств лишены той меры физической дееспособности или психической адекватности, которая необходима человеку для успешной реализации среди себе подобных. Отношение к ним могло складываться по-разному. Например, у нас на Руси их называли «юродивыми», и общество в целом формировало к ним сострадательное и доброжелательное отношение, считая их неотъемлемой и полезной частью социума. С другой стороны, в нацистской Германии таких людей было решено уничтожать даже среди собственного, коренного населения, якобы способствуя, таким образом, очищению и оздоровлению расы. Разве человек, неспособный даже выжить без посторонней помощи, может быть чем-то полезен другим?

Сострадание как ограничитель неприязни

Глубокую осмысленность жизни людей с ограниченными возможностями мы находим в системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Это научное знание определяет всех нас, человечество, как единую чувственную и сознательную форму жизни. С ростом неприязни в обществе, возникает и необходимость как-то ограничить ее, чтобы сохранить человеческий вид от угрозы самоистребления в целом. Сопереживание больным и немощным делает нас сострадательными, способными ощущать чужую боль внутри себя самого, существенно снижает неприязнь между нами.

Сегодня в мире существует огромное множество волонтерских групп, общественных и государственных организаций, предоставляющих различные виды помощи людям с инвалидностью. Трудятся на этом поприще, как правило, люди со зрительным вектором. От природы он задает своим носителям особую чувственность, способность устанавливать эмоциональные связи и глубоко сопереживать другим.

Таким образом, в мировом масштабе, развитие и реализация зрительного вектора создает культуру, повышает ценность человеческой жизни, через любовь и сострадание снижает неприязнь и сохраняет нас как вид от самоуничтожения. Однако, отдать что-либо от себя мы можем только тому, кто в этом нуждается. В этом и состоит глубокий смысл существования среди нас людей с ограниченными возможностями.

Самоотречение ради целого

Существует несколько групп инвалидности, которые определяют степень дееспособности человека. Иногда это частичная, а иногда и полная потеря способности трудиться на благо общества. Однако при системном взгляде на мир как на единое целое с помощью системно-векторной психологии, мы осознаем, что самый глубокий инвалид, абсолютно лишенный способности даже двигаться и говорить – по сути, являет собой чудо самоотречения во благо человечества в целом.

инвалидность

В подобных случаях, одним фактом своего присутствия среди нас, человек уже вносит свою посильную лепту в жизнь общества. Через него мы учимся состраданию и безусловной отдаче. Особенно актуально это для русского, уретрального менталитета, в основе которого от природы заложен принцип милосердия и отдачи по нехваткам.

Текущая кожная фаза развития человечества, когда отношения между людьми нередко строятся только по принципу пользы и выгоды, «ты мне – я тебе», по сути своей противоположна нашему уретральному менталитету. Поэтому нам порой бывает так непросто найти себя в современных условиях, не утратив собственную идентичность. В глобальном смысле, люди с ограниченными возможностями дают нам шанс сохранить свой менталитет, отдавая по нехваткам тому, кто действительно максимально в этом нуждается, и не рассчитывая при этом получить что-либо взамен.

Инвалидность и счастье: понятия взаимоисключающие?

Почему же различные общества инвалидов так стремятся сохранить для своих подопечных любую, самую малейшую возможность к реализации среди других людей? Казалось бы, какой спрос с человека на инвалидной коляске: он и так вносит вполне осмысленный с системной точки зрения вклад в развитие общества.

Тем не менее, мы создаем специальные объекты инфраструктуры (например, пандусы и подъемники) для перемещения лиц с ограниченными возможностями. Существуют даже предприятия, на которых трудятся, например, слепые или глухие люди. Неужели же их труд столь необходим, что нам, здоровым и реализованным, без него никак не обойтись?

И снова глубинный ответ мы получаем благодаря системному мышлению, которое обретаем на тренинге Юрия Бурлана. Дело в том, что подлинное ощущение счастья человек испытывает при реализации своих свойств наружу, во благо общества. И пусть его лепта не столь велика, но трудясь для других, он осмысливает собственную жизнь и ощущает себя счастливым.

Поэтому мы и создаем масштабную инфраструктуру для инвалидов не столько с целью получить от их деятельности какую-то пользу для общества, сколько с целью предоставить таким людям возможность ощущать собственную реализацию и счастье.

На личном опыте

Посвятив много лет работе с семьями, воспитывающими аутичных детей, хочется поделиться опытом, который сложился в нашем проекте «Особый ребенок» в области социальной реализации таких детей.

Подавляющее большинство наших подопечных имели среднюю или тяжелую степень умственной отсталости. Однако основной проблемой аутичных детей была и остается социальная дезадаптация, отказ от взаимодействия с социумом. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что аутизм возникает как следствие психотравмы в звуковом векторе, когда слишком громкие звуки или оскорбительные смыслы речи травмируют чувствительное ухо звуковика, и он уходит в себя, отгораживаясь от мира снаружи.

На практике, мы неоднократно замечали, что родителям свойственно было уделять чрезмерное внимание школьному обучению аутичных детей в ущерб развитию их навыков самостоятельности и социализации. Приводило это к тому, что по завершении обучения в школе (как правило, по индивидуальной программе) жизнь ребенка попросту теряла смысл. Не обученный даже помыть за собой чашку, оставаясь дома в четырех стенах, такой человек начинал стремительно утрачивать даже ранее обретенные навыки, наблюдался существенный регресс в его состоянии. А порой и вовсе постепенно начинала угасать сама его жизнь, завершаясь в возрасте около 25-35 лет.

И это неудивительно. Все-таки мы устроены как единая социальная форма жизни, и когда отсутствует возможность реализовать себя среди других – такое бытие не наполняет человека, не приносит радости. Поэтому на своих семинарах для родителей мы всегда уделяли большое внимание тому, чтобы объяснить важность формирования у ребенка способности приносить посильную пользу, для начала хотя бы в кругу семьи. И действительно, дети, которые научались хотя бы работе по дому (пылесосить, убирать, мыть посуду) или работе на земельном участке не демонстрировали регресса в своем развитии.

Дети-инвалиды и благотворительность

Но и такая внутрисемейная реализация – не предел. В рамках проекта у нас неоднократно проходили акции, когда аутичные дети (конечно, с помощью родителей) изготавливали различные поделки. В дальнейшем эти плоды совместного труда реализовывались на благотворительной ярмарке, а собранные средства отправлялись, например, для нужд детей-сирот. Это само по себе знаковое действо, которое заставляло и многих здоровых людей серьезно задуматься: а достаточно ли я делаю для других, если даже дети-инвалиды могут помогать детям-сиротам?

Кроме того, это стимулировало родителей аутичных детей переключаться со своих собственных бед на сострадание другим, из получающих они становились отдающими.

К праздникам мы нередко готовили концерты. Каждый из наших детей делал, что мог: кто-то пел, кто-то играл или рассказывал стих, разыгрывали сценки с помощью кукол, одевающихся на руку. С такой простенькой «концертной программой» мы ехали, например, в дом престарелых или в другое общество детей-инвалидов…

Естественным образом такая деятельность помогала нашим подопечным, и детям, и родителям, ощущать намного больше радости и осмысленности собственного бытия.

И кто из нас инвалид?

Получается, жизнь людей с ограниченными возможностями сама по себе приносит колоссальную пользу обществу в целом, за счет развития в нас сострадания и безусловной отдачи. Мало того, в основном такие люди нередко стремятся еще и вносить собственную созидательную лепту в общественную жизнь. Порой для этого им приходится еще и преодолеть некий барьер между ними и социумом, отторгающим «не таких, как все».

С другой стороны, среди нас немало совершенно здоровых людей, ежедневно сетующих на то, что им «недодали», или «дали не то, что надо». В их бедах виноват весь мир вокруг, а порой и лично господь Бог или президент страны. При этом для изменения собственной жизни иногда нам попросту даже лень встать с дивана.

Возникает закономерный вопрос – и кто же из нас тогда инвалид? Для ясности можно обратиться к словарю и поискать значение этого иностранного термина. Находим: «invalid» (англ.) – недействительный, необоснованный, нетрудоспособный. Возникает чувство, что обществу пора бы пересмотреть, к кому вообще применим этот термин. Вряд ли он имеет отношение к людям с ограниченными от природы возможностями, которые уже самим фактом пребывания среди нас, а порой и сознательным участием, приносят очевидное благо обществу.

Может, стоит критически взглянуть на собственную жизнь и честно ответить самому себе: «Являюсь ли я, совершенно здоровый человек, действительным и обоснованным с точки зрения блага обществу? Достаточно ли я отдаю от себя по мере своих врожденных качеств и свойств?».

Конечно, нередко реализовать себя нам мешают плохие состояния. Депрессии и фобии, обиды или ощущение обессмысленности бытия…Есть желание распрощаться с ними и начать жить насыщенной, реализованной и счастливой жизнью? Это возможно! Добро пожаловать на тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана! Регистрация на бесплатные онлайн-лекции здесь: http://www.yburlan.ru/training/

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Автор: Евгения Астреинова

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
2 комментария Оставить комментарий
  • Лилия

    Спасибо за статью. Очень важная тема и очень точные мысли.

  • Ирина Арушанова

    Очень хорошая статья. Такие же, но не сформулированные мысли, приходили и мне в голову — что инвалиды — это особенные и «специальные» люди, помогающие нам самим фактом своего присутствия. И мы должны их благодарить, а не «помогать» с барского плеча.

Оставить комментарий